ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ :  гибкая программа и удобный график. И ВЫБОР, И ВЫХОД!

По всем вопросам обращаться: helgavlad@mail.ru 

Добро пожаловать на наш  ФОРУМ Клуба ОК. Заходите и общайтесь! 

Авторские статьи Наши дети Цикл "Малыши и взрослые". В столкновении с пороком

Цикл "Малыши и взрослые". В столкновении с пороком

vor_1ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Воровство: порочный опыт и первые уроки.  Ваш ребенок идет в студию: он будет танцевать! Чуть раньше, до начала занятий в студии мама с любовью выбирала форму для занятий, обувь. Все красиво, качественно.. и недешево, разумеется.  Но через некоторое время его форма исчезла из раздевалки. Недоразумение? Подождали, попытались найти.  Нет, ее украли. И как теперь быть? Как объяснить это ребенку? Что говорить при этом?

Человеческие пороки имеют свою психологическую природу и социальное проявление. Но о двух человеческих пороках невыносимо сложно говорить, опираясь на российские реалии. О лжи и воровстве.  Именно потому, что они невероятно распространены сверху донизу. Имеют исторические корни и невероятно широко распространены в социальной жизни. Повальное воровство имеет и привычные (бытовые) формы и самые причудливые. Вы - взрослые прекрасно об этом знаете. Воры в законе – герои программ и сериалов. Уважаемые люди.  Мы боимся оставить чемодан на перроне или личные вещи на лестничной клетке. Мы держимся за сумки в автобусе, осторожны на рынках.  Наша готовность к воровству поразительна. Отсюда столько замков, заборов, армия служб безопасности, сигнализаций и других мер защиты. Что ж, допущение воровства, готовность к воровству – серьезная проблема. И здесь мы все – заложники. Вы и сами можете задуматься над тем, насколько особенной делает воровство нашу жизнь.

Но как быть с детьми. Их  мы сможем оградить от воровства? Вряд ли. Нам не удастся оградить ребенка от социума при всей стерильности домашней жизни. В конце концов, ему нужно ходить в студии, в школу, играть во дворе со сверстниками.. Не стоит забывать и о двойной морали многих взрослых, повторяющих, что воровать нехорошо, а на деле ребенок видит иную картину. Значит, плохо – это когда у тебя воруют, а хорошо – наоборот?   

Тогда возникает родительская проблема: как вести себя в ситуации, когда ребенок сталкивается с таким человеческим пороком, как воровство?

Что мы чувствуем.

Приведу один пример. Мама с дочкой были на отдыхе в Средней Азии. В тот день, на рынке мама купила будущей первокласснице красивые ленты, а еще  белый платочек в ярких бабочках и две маленькие круглые дыньки. Небольшой пакет был оставлен в ячейке, из которой его и украли. Копеечные покупки, скажете вы. Да, но гадкое чувство, что над тобой надругались, вспоминала не та маленькая девочка, а уже тридцатилетняя женщина. Она отчетливо помнит свой опыт первого гнета порока. Значит, он для нее жив и актуален в ее нынешней жизни. И мутное чувство лишенности. Кем?  Неизвестно. Но нам приходится справиться с первым тяжелым негативным чувством сродни оскорблению.  Взрослый мужчина вспоминает, как закопал любимую машину, чтобы поиграть с ребятами, но не нашел ее.. Мучительные воспоминания детства.

Немного о психологических механизмах.

vor_2Да, существуют запреты. Громко и громогласно заявляется, что ВОРОВАТЬ ПЛОХО. Но сквозь запреты права, морали, религии воровство прорывается, как глубокая инстинктивная потребность реализовать свое ХОЧУ.  Инстинктивные движения легких решений так сильны. И так сложен путь окультуривания, приведения к нормам приличия, морали, общественных правил.  

Скрытое присвоение чужого (а это и есть воровство)  может реализовать потребности. Вору не хочется трудиться, зарабатывать.. легче и проще украсть.  

О естественном проявлении воровства говорят, когда вспоминают поведение маленького ребенка. Малыш забирает чужую игрушку и уносит ее с собой. На языке взрослых – присваивает. По его «малышовской» логике он действует сообразно своему ЖЕЛАНИЮ.

Он поступает спонтанно, ведь так легко взять и пользоваться. У него же нет такой игрушки? А взрослые объясняют, что так  делать нельзя. Какое-то время ребенок никак не может понять «почему нельзя»?

Разумеется, воровство можно отнести к агрессивному поведению.  Ведь по своей сути  воровство  — это скрытая, косвенная агрессия. Может быть, ребенок и не осознает, что ущемляет владельца игрушки, но взрослый, как правило, это прекрасно осознает. Более того, присваивая с помощью насилия, нанося ущерб, многие люди испытывают удовольствие от  воровства, как от победы, собственного успеха. Какой я! 

Еще один мотив. Раз уж эта вещь лежит без контроля? Возьму-ка я ее. Пригодится. И это поведение далеко не бедного или голодного, а вполне благополучного человека.

Звучит странно, но через воровство, т.е. присвоение чужого, можно и самоутверждаться. Увы, но это так.

Что делать?

Взрослым свойственно попадать под воздействие иллюзии контроля. То они впадают в состояние, когда пытаются все предусмотреть, обкладывая себя разными правилами и инструкциями «как бы чего не вышло». Не стоит впадать в крайности. Другие во власти представления, что мы в состоянии влиять на случайные события. Тоже крайность, но другая.

Другой момент: наши убеждения могут генерировать собственные подтверждения.  Сложно жить в мире, где все люди – воры. Очевидно, что подтверждения такому самореализующемуся пророчеству не заставят себя ждать.

Говоря об общении с детьми, стоит разделить дошколят и школьников. За малышами следят взрослые. Они рядом, поэтому смогут распознать ситуации первого присвоения и объяснят все малышу. Ребенок постарше может столкнуться с воровством настоящим, т.е. скрытым присвоением. Первое, что могут сделать  родители – разделить его чувства. Не пытаясь их обесценить, мол, ерунда. Забудь!  Но и не нагнетая излишне напряженность момента.  Эмоции схлынули. Второй этап – осознание ситуации, попытка понять произошедшее. Здесь важно  не переборщить в расследовательском пылу, но некоторые меры предосторожности должны быть приняты на будущее. Стоит помнить, что в детском возрасте важно чувствовать тонкую грань: взял или украл? Понимает ли это ребенок? Ведь восприятие воровства может быть размытым. Дать реальную оценку событию придется. Кроме того, воровство – это всегда проверка, насколько мы зациклены на материальном. Можем ли без больших потрясений отпускать такие ситуации? Расставание очевидно, это, к сожалению, свершившийся факт. Наша задача не дать ему окончательно отравить настоящий момент и исковеркать будущее. Мамы и папы, которые слишком зациклены на материальном, часто обрушивают на голову ребенка множество обвинений, угроз лишить его того-то и того. Да, воровство случается. Это жизнь, точнее, ее непривлекательная часть.  Пройдя через такие ситуации, мы получаем заряд настороженности, тревожности. Хуже, если родится недоверие к людям вообще.   Возникают весы:  жить в постоянном недоверии к людям или принимать отдельные ситуации девиантного поведения сограждан?  Истина где-то посередине.

Ольга Макарова

 

_5

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат...

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Анонсы

Просмотры материалов : 2525304

Популярные

_2