Маленькая страна. Часть вторая
Генетическая память о России
Это была случайная встреча, но стала чуть ли не самым ярким впечатлением о Загребе. Во время нашей стажировки выходные не предполагались, но одно воскресенье мы могли отдохнуть. Группа крепко задумалась и пришла к выводу, что стоит поехать аж в Дубровник, к морю. Ехать в одну сторону четыре часа и столько же обратно. За пару часов успеть выпить кофе на берегу Адриатики, полюбоваться холодным в это время года морем и сделать пару снимков на память. Вот тут я поняла преимущество Владивостока перед всеми другими городами России. Как самый большой подарок судьбы мне предлагали увидеть МОРЕ. Простой довод, что море я вижу каждый день из окна своей квартиры, их потрясал своей обыденностью. А Загреб так и останется городом в вечерних огнях? Нет. Весь коллектив в одном порыве с раннего утра отчалил в сторону Адриатического побережья, а мне предстоял день в Загребе.
Но это был МОЙ день и открылся мне МОЙ Загреб. Для начала я купила туристическую карту, на которой значками были отмечены все достопримечательности. Замечательно другое, пунктуальное деление исторического центра на квадраты воодушевит любого даже с махровым пространственным кретинизмом. День выдался солнечным и тихим. Сначала я прогулялась по Ботаническому саду: там цвели крупными цветами японские магнолии, между деревьев пел отважный соловей. Он провел со мной минут десять. Может быть, ждал вкусного поощрения? В саду до полудня уже прогуливались папы и мамы с детьми. Еще одно место - музыкальный фонтан, здесь сидела влюбленная парочка, а фонтан звучал и искрился в лучах высокого уже солнца. В любой гостинице можно выпить отличного кофе. И недорого. В Амбассадоре подали кофе с фирменными шоколадками. Прогулка продолжалась.
У церкви меня задержали звуки органа. Органист исполнял токкату Баха, службы не было. Вот здесь, в церкви мы и познакомились с Аной Валчич. Высокой стройной девушкой в скромном черном пальто, с длинными пепельными волосами и серыми глазами. В церковь она пришла с мамой, жгучей брюнеткой с черными глазами и измученным лицом. Ана ждала, пока мама договаривалась об исповеди. Дело в том, что Ана влюбилась в 25-летнего итальянца, исповедь касалась этих отношений, уж очень они тревожили маму, недавно пережившую развод.
Мои слова о том, что я русская, приехала из России (!) вызвали у нее восторг. Впервые я почувствовала себя не просто русской, а русским чудом. Оказалось, что бабушка Аны с русскими корнями, но ни одного слова по-русски Ана не знает. Россия сохранилась в ней смутными образами, а еще она помнит, что бабушка пела песню «Ямщик, не гони лошадей». Так я стала посланником ее родовой памяти. Позже, романс мы записали латиницей, но по-русски, разучили. А сейчас наше общение прервала мама, но мы, как заговорщики, условились встретиться в понедельник. Попросту сбежать: мне со своих занятий, а Ане пропустить день в консерватории, где она училась на фортепианном отделении.
Моя прогулка по Загребу продолжалась. Обед из финансовых соображений мне не полагался, поэтому пришлось обойтись маленьким багетом с тунцом, листьями салата и помидорами.
Я поднялась на холм – Градец, откуда пошел город. Напротив парламента старая церковь Святого Марка 14 века. Церковь открыта и пуста, внутри мягко включилось освещение. Помещение небольшое, старые скамьи, в мягком свете витражей алтарь. Здесь я провела около часа, время остановилось. Меня никто не тревожил, никто не подходил и не задавал вопросов. Ни одного слова. Моя благодарность за столь деликатное отношение!
Побег и САМОБОРСКА КРЕМШНИТА
У Аны был план показать мне городок Самобор. Из названия понятно, что он «У самых гор». Это престижное место, где строят красивые домики состоятельные люди. Тихое и чистое. Там жила Ана, пока родители не развелись, и папа не уехал в Италию. Теперь он там ведет бизнес и живет с молодой итальянкой.
В Самоборе мы гуляли, посетили музыкальную школу, в которой она училась. Ана знакомила меня со своими преподавателями музыки, как особую гостью.
А еще в Самоборе нам непременно нужно было выпить кофе с настоящей САМОБОРСКОЙ КРЕМШНИТОЙ. Это такое пирожное, рецепту 400 лет, хранят его в тайне. Анна сказала, что это очень вкусно.
В маленькой кондитерской кремшнита лежала вовсе не на самом видном месте.
Что это такое? Два тонких и хрустящих прямоугольника, а между ними белый, нежный крем. И в самом деле, очень вкусно, причем, не переслащено, что важно. Секрет есть. И пусть останется?
Весь день мы общались с Анной о музыке, о России, о ее романе с итальянцем. Я просила Ану говорить по-хорватски, потому что с напряжением, но я понимала ее. Моя бабушка говорила по-украински. Это был запоминающий день. Мы могли быть открыты, мы понимали друг друга вне языка.
Моя Хорватия
Завершающая неделя нашей стажировки прошла. Были встречи в Парламенте и на улицах, поездки по стране, официальные и неофициальные приемы. Мне так и не довелось испытать на себе неприязнь к русским и русскому. Может быть, не повезло (?), пусть это останется на совести инструкторов. Хотелось мысленно помолиться о том, чтобы столетние битвы империй на территории этой маленькой страны иссякли навсегда. А если доведется побывать еще раз..
Мы покидали страну на берегу кристально чистой Адриатики с удивительно сохранившейся природой. Теперь я точно знаю, что в Хорватию только первый раз можно попасть случайно. Каждый последующий раз эта страна будет манить вас своей красотой, многоликостью и гостеприимством. В радиусе всего ста километров вы можете увидеть море, скалы, поросшие лесом холмы и плодородные равнины. Это страна редких по красоте лесов, Плитвицких озер, славонских полей и рек, богатых рыбой, живописных холмов Загорья.
Прощальный вечер
Последний штрих. Чем обычно завершается встреча славян? Застольем, конечно. Какой-нибудь час езды от Загреба, и мы оказываемся в настоящем хорватском поместье «Шумечане». Наконец-то мы могли поправить вкус после «проглобалистских макдональдсов» и италийских пиццерий. Нам предстояло испробовать традиционную хорватскую кухню. К тому же, как оказалось, наш хозяин возделывает пять гектаров виноградников, не только дом – полная чаша, но и погреб с вином. Небольшой аперитив с фруктовыми наливками на выбор (вне конкурса оказалась вишневая). На ужин нам предложили простые, при этом весьма аппетитные блюда. Домашняя салями и копченая баранина, хлеб собственной выпечки, горчица, приготовленная по рецепту двухсотлетней давности, превосходный молодой сыр, острая маринованная капуста, салаты. На открытом огне в центре живописного крестьянского дома жарилась свинина и оленина с фасолью и картофелем в замечательном соусе из трав и овощей. И все это с весьма неплохим «фирменным» вином. Удержаться после дегустации и не купить пару бутылок? Вечер получился вполне славянский, с вином и хлебом, песнями и танцами. А что остается, когда все уже позади?
Ольга Макарова

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат... |
Просмотры материалов : 2493309
|