ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ :  гибкая программа и удобный график. И ВЫБОР, И ВЫХОД!

По всем вопросам обращаться: helgavlad@mail.ru 

Добро пожаловать на наш  ФОРУМ Клуба ОК. Заходите и общайтесь! 

Путевые заметки Флоренция Прогулка в УФФИЦИ - Galleria degli Uffizi

Прогулка в УФФИЦИ - Galleria degli Uffizi

donnaБыть во Флоренции и не попасть в Уффици .. очень просто. Неприступная туристическая крепость. В первый  приезд об этом и не помышлялось, ведь стоять надо часами! Теперь мимо Уффици я проходила каждое утро, углублялась в тень галереи великих людей, проходила застывшие очереди и откладывала. Но время идет. Так я встала в неподвижную очередь. Простояв с полчаса, услышала о том, что можно заплатить чуть больше: вместо 6.50 евро 10.50, но как бы забронировать посещение, скажем, через час-полтора. Так я пробралась к входу номер 1 и назначила себе поход в роскошный флорентийский, да и мировой музей НА ЗАВТРА. Как просто и буднично! 

 

Мне приятно, что этот же способ я подсказала грустному художнику из Питера, который обреченно стоял, пока его жена пыталась пробить брешь в обороне высокого искусства. Он  обрадовался и сказал, что подумал, мол, я итальянка, раз отвечаю на итальянском, а тут практически родная душа. Вобщем, взаимная приятность получилась.firenze_4

На следующий день я встала в очередь, которая двигалась, и через двадцать минут проходила турникеты безопасности, открывала сумку и переживала. Какая-то дрожь о того, что ты вытянул счастливый билетик – теперь тебя пускают! Огромные двери сокровищницы перед тобой открыты!

По приказу герцога между Палаццо Веккьо и Арно в середине шестнадцатого века и отстроили два длинных здания канцелярии – офисов по-нашему. Какова Флоренция – таковы и ее офисы. Проект знаменитого Джорджо Вазари. А музей повелел основать герцог Франческо I из Медичи.

Кстати, от Палаццо Веккьо и Уффици можно пройти в Палаццо Питти по коридору Вазари - Васариано. Он проходит по Понте Веккьо и идет дальше домами. Тайный ход для избранных!

botticelli_annunzaУффици – одно из тех мест, где легко можно подхватить «Болезнь Стендаля». С ним приключилась эта болезнь во Флоренции, иначе сказать – объелся искусством до изнеможения, до головной боли, до исступления, до полной обездвиженности. Поэтому путникам в эту страну заказано идти,  правильно рассчитав силы, а главным образом, сохраняя глаза для шедевров, без созерцания которых уйти будет тяжело.

Описать это путешествие сложно. Одно перечисление по залам невозможно, утомит.  Сиенская школа, флорентийцы начала XV века – Паоло Уччелло. Мне хотелось увидеть  шедевры Рафаэля, Микеланджело,  Тициана, Тинторетто, Рубенса  и Веласкеса.  Дожить, дойти до Караваджо,  конечно! Каналетто, Гарди, Тьеполо. Гойя.

Чимабуэ – Джотто в одном зале. Об этом нужно помнить, чтобы не пропустить отцов и основателей.  Невероятная плотность красоты, шедевров. Будем к этому готовы.

Коридоры галереи заполнены портретами. Бесконечные портреты на антресолях.  Эти люди сопровождают тебя. В росписях балки и перекрытия. Потолки – произведения искусства. До эпохи минимализма еще очень далеко!

Здесь хорошо время от времени присаживаться и отдыхать. Передо мной скульптура, присмотрелась  - 1237 год. Вспомнила, как талдычила в школе урок – « … в 1237 году войска хана Батыя вторглись в русские земли». Почему эти строчки из учебника вдруг всплыли в моей голове?  

uffizziНа полотнах я впервые отчетливо увидела два мира. Горний мир, мир ангелов – иной мир. И мир земной, материальный.  Два мира на картинах так близки, иногда она разделены рукой мастера – одним смелым росчерком через все полотно. Восприятие мое изменилось. Сюжет занимал меньше, а взаимодействие этих миров – завораживало. Больше не отвлекает передний план событий ЭТОГО мира. Важно смотреть дальше. Взгляд останавливается на грани миров, тогда ты не упускаешь состояние внутреннего восторга. На полотнах видишь отдельные движения кистью – движения руки, и это необыкновенно воодушевляет. Как будто наблюдаешь за работой мастера. Например, как белым обозначены волны на Рождении Венеры Боттичелли. Задержимся в зале Сандро Боттичелли. Не будем спешить.

 

 

Симонетта Веспуччи  - Сандро Боттичелли

Считается, что почти все прекрасные полотна живописца Боттичелли вдохновлены Симонеттой: она и Весна, и Венера, и Миневра.florine_2

Ей были присущи хрупкость фигуры, изящество рук, красивые ноги и зубы, тонкая и восхитительная элегантность. Ее блестящие золотые волосы спускались ниже пояса. Светловолосая, светлоокая, она словно излучала сияние света. Прекрасное образование Симонетта получила как какая-нибудь принцесса, обладала широким развитым умом. Ее доброжелательность, очаровательная мягкость всегда вызывали в сердцах людей отклик.  Почти совершенная нежная красота трогала самые черствые души. Выражение ее глаз, казалось, несло отблеск нездешнего мира. Редкая изысканность, пронзительная жажда жизни, тихий свет, исходящий от всего ее существа не оставляли никого равнодушным. Ее боготворили.

В пятнадцать лет Симонетту выдали за Марко Веспуччи, ее ровесника, ученика в банке ее отца. По-видимому, Симонетта была близка с обоими братьями Медичи, но ее внимание не разжигало между ними ни ревности, ни соперничества. Ничто не мешало им радоваться жизни независимо. Зато проявлял недовольство супруг красавицы, Марко Веспуччи, который, хотя и был другом Медичи, горько сетовал, что они украли у него жену.

Праздник на пьяцца Санта-Кроче

simona_gulianoВ последних числах января 1475 года на пьяцца Санта-Кроче во Флоренции состоялся праздник. Тогда вошли в моду рыцарские турниры.  Привился и культ прекрасной дамы, которой благородный рыцарь посвящал свое служение. Дама вполне могла быть замужем – это ничему не мешало, служение предполагалось чисто платоническим восхищением перед красотой дамы и перед ее высокими душевными качествами.

Пример подавал сам Лоренцо Медичи, провозгласивший своей дамой Лукрецию Донати, которую он воспевал в стихах под именем «Дианы».

А в этот январский день состоялся рыцарский турнир, названный в честь Джулиано, младшего брата Лоренцо: «La Giostra di Giuliano» – «Турнир Джулиано».dguliano

Официальным поводом турнира послужил дипломатический успех: заключение союза между Миланом, Венецией и Флоренцией. В турнире, ясное дело, принимал участие и Джулиано.

Дамой своего сердца он избрал Симонетту Веспуччи. Перед Джулиано ехал оруженосец со штандартом, на котором Сандро Боттичелли, художник, близкий к дому Медичи, изобразил Минерву и Амура. Hа нем была изображена Симонетта в виде Минервы – Афины Паллады – в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках и девизом La Sans Pareille, что означало «Несравненная».

Джулиано в турнире действительно победил. Симонетта была провозглашена королевой турнира и перед всей Флоренцией – дамой сердца Джулиано.

Этот турнир сблизил Джулиано Медичи и Симонетту Веспуччи. Тогда же Симонетта поразила воображение Сандро Боттичелли.

Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была Симонетта. Раз за разом, из картины в картину, он повторял еe облик, ставший для него воплощением идеала.  Рождение Венеры кисти Боттичелли - у богини любви – ее лицо.

Смерть

sandroСовсем молодой Симонетту настигла смерть. Лоренцо направил к ней лучших врачей, в том числе своего личного лекаря, маэстро Стефано, но в те времена лекарства от туберкулеза не существовало.

Вся Флоренция скорбела по своей красавице. Она и в смерти была так прелестна, что в могилу ее понесли на открытых носилках. На Симонетте было надето белое платье с длинными рукавами. Волосы, заплетенные в косы, не украшало ничего, кроме лент. Лицо ее было напудрено и белело, как слоновая кость. Она лежала на ложе из цветов. Плачущие скорбящие люди из окон бросали на траурную процессию пригоршни цветочных лепестков.

Нести ее тело доверили друзьям Лоренцо из самых видных семей города. Красивые юноши были в предписанных трауром цветах: темно-красном, темно-зеленом и коричневом. Флоренция оплакивала свою королеву красоты. Горожане рыдали в голос и разрывали на себе одежды, как будто это была их сестра или дочь.

Особенно глубоко страдал Алессандро Филипепи, известный в истории искусств как Сандро Боттичелли. Он принадлежал к числу состоятельных флорентийцев: у его семьи был дом в одном из центральных кварталов города — Санта Мария Новелла — и доход от загородной виллы.  Его прозвище: Боттичелли — Бочонок, казалось насмешкой, стоило посмотреть на его стройную фигуру и красивое породистое лицо.

Дело в том, что это прозвище перешло Сандро от старшего брата. Молчаливый, вечно погруженный в созерцание каких-то невидимых другим красот и образов, он казался загадкой, которую хотелось разгадать.sandro_auto

Боттичелли занял особое место среди художников Кватроченто, увлеченных разработкой перспективы. Его не занимали придворные празднества и пышные парады. Эпикурейский дух, царивший при дворе Лоренцо Великолепного, был ему чужд. Одухотворенность и мягкий лиризм стали характерной чертой его творений.

Его кисти принадлежит портрет Джулиано Медичи, но особенно примечательны его полотна «Весна» и «Рождение Венеры».

 

 

Весна

sandro_1Картина написана по мотивам стихотворения Полициано. Весна, юная и прекрасная, с лицом задумчивым и, пожалуй, несколько грустным, окружена сказочными существами, олицетворяющими божественную душу молодой природы. Здесь и Флора, древняя италийская богиня цветов, рассыпающая по траве свои яркие весенние подарки,  и юные грации в полупрозрачных трепещущих одеждах. Но весна недолговечна; не случайно справа художник поместил зловещее существо, нападающее на одну из граций.

Влюбленность Сандро в свою восхитительную  натурщицу дышит. 

Рождение Венеры

Юная богиня с лицом Симонетты стоит на перламутровой раковине, плывущей по морю. Безграничное море, небо, волнистые линии берега, легкие дуновения ветра, деревья и цветы, рассыпанные Флорой, обрамляют стройную фигуру Венеры. Ее девственная чистота не таит в себе чувственных соблазнов, ее тонкое одухотворенное лицо напоминает лик мадонны. Венера Боттичелли сродни платоническим идеалам Марсилио Фичино, для которого Любовь олицетворяла слитность Бога и мира, а красота представлялась лучом божества, пронизывающим своим сиянием земную сферу.

Поклонение волхвов

На картине изображены члены семьи Медичи. Экскурсоводы рассказывают, что картина была заказана для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

Здесь можно заглянуть в  лица Медичи.  Каспар, стоящий на коленях перед Марией – Козимо Старый. Рядом в красном плаще в роли Балтазара  - Пьеро Подагрик. Лоренцо Великолепный, здесь же и Джулиано – его брат.

А в правом нижнем углу Боттичелли изобразил себя. Он обернулся и уверенно смотрит на нас из картины. Он смотрит в века через века.

После Савонаролы

smert_hudognikaПосле его смерти во Флоренции перестали ополчаться на красоту. Снова стали возвращаться поэты, скульпторы и художники. Вернулся Леонардо, которого вся Италия называла божественным. В счастливую Флоренцию, куда стекалось столько прославленных талантов, приехал и живописец Рафаэль Санти из Перуджи. Прекрасный юноша и чрезвычайно многообещающий мастер в поисках идеальной гармонии, о которой как о высшем благе мечтали гуманисты.

В 1505 году Рафаэль обосновался во Флоренции. Город на серебряной Арно позволил обрести Рафаэлю ту светлую жизнерадостность, которая присуща его мадоннам. Но уже через четыре года по приглашению папы Юлия II Рафаэль переехал в Рим, где его творчество приобретет законченность и подарит миру Сикстинскую мадонну в покоях ватиканского дворца.  

Андреа дель Сарте во время торжества Савонаролы с риском для жизни выносил под курткой спасенные из пылающего костра куски картин, а потом дома при свете свечи тайно и с великим страстным и сердечным горением рассматривал их, изучал, срисовывал. Теперь он стал настоящим художником и прославил своими работами позднее Возрождение.uvo_2

 

Город снова стал полон веселья, золота, шелка и духов, кипучей жизни. Буйно цвели цветы в садах загородных вилл.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(продолжение следует)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ольга Макарова

 

_5

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат...

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Анонсы

Просмотры материалов : 2523621

Популярные

_2