ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ :  гибкая программа и удобный график. И ВЫБОР, И ВЫХОД!

По всем вопросам обращаться: helgavlad@mail.ru 

Добро пожаловать на наш  ФОРУМ Клуба ОК. Заходите и общайтесь! 

Наши девочки

Ландышу посвящается

caesar_1На портале Владмама постоянно появляются новые лица, новые формы общения аудитории, воплощаются самые разные идеи. И это замечательно! До сих пор работа в разделе консультаций и статьи на самые разные темы для меня не пересекались. Однако, письмо от Ландыша перевернуло привычное представление, т.к. в запросе было столько вопросов, что, скорее, тянуло на заявку для будущей статьи, развернутого материала. Почему бы и нет? Существуют же форумы, пусть будут и запросы на статью. Чем шире мы обсуждаем те или иные проблемы, тем серьезнее наше включение и шире рамки понимания. В ответе на запрос Ландыша я пообещала, что материал будет ему (ей!), Ландышу, и посвящен.

А вот то, что было в письме: 

(Ландыш) Читаю ваши статьи на портале, бывают очень интересные.
А могли бы вы рассказать, как воспитывать сейчас девочек? Читаешь про взаимоотношения в парах, что вот женщина не должна брать на себя мужские функции, что должна оставаться нежной, ласковой, а не строить всех.land

И понимаю, что совсем непонятно как из девочки такую воспитать. Девичьи дела сейчас не в почёте - шитьё, домоводство - оно ведь в детстве требует времени, а родители, что мальчиков, что девочек бьются за образование, чтобы поступить, чтобы себя обеспечить, чтоб если что - сама-сама. И выжила, и на ноги встала, чтобы карьера и доходная работа. Как это сочетать? И сочетается ли это вообще? Что важнее в современных реалиях?

В индивидуальной работе мы можем рассмотреть черты маленькой девочки, ее взаимоотношения с мамой.  Почему папина дочка вызывает тревогу мамы, например. В некоторых случаях воспитание девочки осложняется взаимоотношениями в супружеской паре.  Но формат нашего общения другой. Так что важнее в современных реалиях?

surr_1В девочке от рождения так много заложено, что воспитывать стоит то, что в будущем поможет ей выжить, благополучно жить, быть гармоничной и счастливой. А музыку заказывает общество. Чем больше неразберихи, тем сложнее женщине приходится приспосабливаться.

 Флорентийцы, например, еще в 15 веке считали девочек созданиями опасными для самих себя. А потому держали дома, кормили хуже, чем мальчиков и постоянно нагружали разными занятиями. Флорентийки рано выходили замуж с одной задачей – рожать больше детей.

В городе Чебоксары, что на Волге, нашу группу повели в этнографический музей. Там и рассказывали о том, что же должна уметь девушка, готовящаяся к замужеству. Списочек, надо сказать, длинный. Там и значилось умение готовить традиционные блюда, шить, вязать, ткать, вышивать, ухаживать за скотиной и многое другое. Мужчине просто необходимо было иметь хозяйку, да и подход к выбору жены был вполне практический. Настолько, что 16-летнего могли женить на 30-летней. Навыки важнее! Впрочем, во все времена  мальчики становились лучшими портными и отличными поварами. Очевидно, что их способности раскрывались в раннем возрасте. Скорее, речь о женской роли в быту.surr_3

Слишком долго социальные достижения принадлежали исключительно мужчинам, а быт и уход за детьми – женщинам. Крестьянский уклад с четким распределением мужских и женских обязанностей, ролей во всех сферах жизни уже в прошлом. Почему же мы так растеряны правом на образование наравне в мужчинами, правом на работу и на многие другие занятия испокон веку мужские?   Да, женщины стали амбициознее. Некоторые выбирают карьеру, но этот ИХ выбор. О функции «всех строить» можно поговорить, т.к. не хотела бы ее видеть и в мужском списке, и в женском – это вопрос воспитания и умения совмещать семейные обязанности и работу. Дома нас ждут домочадцы, но не солдаты срочной службы или подчиненные?   

surr_8Нам предстоит поговорить о загадочном гендере, о гендерных различиях  и о гендерной социализации. Не скрою, в письме заявка на книгу, но нам придется ограничиться малыми формами.  Сначала определимся, что за зверь такой – гендер?  Половые различия между мужчиной и женщиной  привычны, а вот гендерные куда сложнее. Если пол относится больше к биологическим особенностям, то гендер основан на совокупности задач, функций и ролей, которые общество ожидает от женщины и мужчины, как в их общественной, так и в личной жизни. Вот эти самые ожидания и вносят сумятицу.

Гендер определяет поведение женщин и мужчин с учетом их социальной роли. Эту самую роль диктует жизнь за окном, семейные традиции, самоопределение  и самоощущение мальчика или девочки.   Для того, чтобы не растеряться окончательно, экстремально разведем две основные тенденции: стирание гендерных ролей в современных развитых странах и в противовес к нарастанию этой тенденции существуют социумы с сопротивлением этой тенденции, а значит, с настоятельным жестким распределением мужских и женских социальных ролей. Разделите это как развитый Запад и традиционный Восток – так нагляднее. surr_6 

Из опыта своего общения приведу примеры двух девочек из Нью-Йорка и одной мусульманской страны – теперь они уже взрослые.  Дженни ходила в детский сад и школу с высоким рейтингом, училась вместе с мальчиками. Училась  очень хорошо. Получила инженерное образование  в колледже по вполне мужской специальности, что меня просто поражало. Специальности востребованной на рынке труда и хорошо оплачиваемой. Можно сказать, что доходная работа ей обеспечена. Ее учили ценить свое мнение, знать свои права. Розита окончила лишь классы грамотности девочек. Главное требование в воспитании – кротость, послушание старшим, замкнутость в доме и домашние обязанности. Она рано вышла замуж и стала принадлежать мужу, обслуживая свекровь, его братьев. Надо сказать, что Розите нравится наряжаться, но можно это делать лишь перед мужем. Нравится общаться, но в браке с этим связаны ограничения. Есть ли на Востоке женщины-работницы? Есть, но ограничений масса. Их удел - дом и дети.

surr_7Возьмем своих маленьких девочек за руку и куда поведем? В российской жизни мы пытаемся совместить эти два подхода в поисках чего-то среднего, «между», чего-то своего. Вариантов получается множество, сложностей не меньше.

Папа и мама начинают гендерное воспитание своей девочки или мальчика с раннего возраста самим отношением. А теперь попытайтесь ответить на вопросы: к кому они относятся строже, а к кому мягче, ласковее? Кому разрешается поплакать, по капризничать? Кого больше опекают и оберегают?  Строже, это о мальчиках или о девочках?  Думаю, что мнения уже здесь разделятся пятьдесят на пятьдесят, и начнется путаница. К мальчику  мама с раннего возраста может относиться ласковее, а к девочке- строже. И такое часто встречается. Ей же предстоит нелегкая женская судьба?  Хотелось бы наоборот. Но традиции семей уже ведут свою партию.  

Ландыш права в том, что сложно девочке вырасти нежной и ласковой там, где жесткие наказания и холодность к проявлению таких женских качеств.  Ощущение собственной незащищенности мамы будет диктовать презрение к женской слабости, тогда она и будет навязывать дочери вульгарность, жесткость, эмоциональную бесчувственность. В таких случаях  нужно говорить о гендерном воспитании родителей, ведь вполне можно учить девочку самостоятельности, но не жесткости. Вульгарность не может быть признаком силы для девочки, гораздо важнее уметь за себя постоять и взращивать высокую самооценку.

Стоит помнить, что изъянов в воспитании бывает много, не следует все списывать на утверждение гендера в обществе. Чаще мы имеем дело с множеством разных защит.surr_2

Однако, если нас не устраивают навязываемые социальные роли, мы принимаем социальные роли другого пола. Главное – чувствовать себя вполне гармонично.

Роли в семье могут быть разделены так, что добытчик – мама, а с детьми больше времени проводит папа. Мы знаем, что родители воспитывают своим примером, правда, тут же об этом забываем. Дочери идентифицируют себя с мамой и смотрят, как ведут себя мужчины, ориентируясь на поведение папы. А сыновья, соответственно, наоборот. В неполных семьях ситуация еще более сложная. Мальчику сложно разобраться в своем гендере, когда он живет с мамой и видит ее усилия, чтобы обеспечить семью, заменить папу,  успеть дать сыну внимание и заботу.  Какую девушку он выберет в жены?  Часто наблюдаю, что очень похожую на его маму.

В любом случае, поведение женщины или мужчины «как не положено» объяснимо и достойно понимания для выработки правильного отношения, а не просто отторжения.

surr_4К четырем годам малыш может уже сориентироваться в своем гендере, он осознает, чем он отличается от противоположного пола и немного ориентируется в поведении, которого от него ожидают. Если же к этому возрасту в поведении малыша не проскальзывает его осознание гендера, то стоит задуматься и помочь ему в этом.  В программу входят игры, мультики и фильмы, книжки, занятия спортом, музыкой и танцами. И, конечно же, общение.

Осознание своей половой принадлежности формируется у ребёнка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать различия. На третьем году жизни девочки раньше, чем мальчики предпочитают играть со сверстницами.  В  три – четыре года ребёнок уже различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками. Ему придется разобраться, что длинные волосы есть и у мужчин, а крупная и высокая тетя в брюках — это все-таки тетя, а не дядя.

В гендерном воспитании детей всегда есть место сложному и часто противоречивому выбору родителей. Что мы считаем ценным, какие установки готовы озвучивать свои детям? Однако, дети внимательно смотрят на нас и умеют различать то, что мы декларируем, а как ведем себя в действительности. И где мы убедительнее?  Поэтому у вполне карьерной мамы может вырасти образованная и работающая дочь, однако, она будет больше времени уделять семье и детям нежели мама. В любом случае, образование  и профессия дают устойчивость и независимость. Выбор семьи: лишить девочку этого выбора или дать ей возможность обеспечить себя в будущем.  Да, образование способно отчасти заменить функцию мужа – кормильца, т.к. девочка сумеет обеспечить себя, что снизит ее зависимость от мужа.  surr_5 

Света и Павлик играют. Он – папа, лежит с газетой на диване, а она – мама хлопочет и ворчит на него.  С детства девочки учатся накрывать на стол, пеленать ребёнка, а мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды мужских профессий. Но потом они встречаются на дорогах как водители, девушки идут служить в армию.  Спустя много лет я узнала, что моя одноклассница – тихая, маленькая с пухлыми щечками девочка стала подполковником милиции.   

Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек — мягкими, хозяйственными, заботливыми. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек — за послушание и заботливость. Иногда нам мешают заблуждения относительно женских и мужских ролей. Мальчик не должен мыть посуду! Девочки не играют в футбол!  Играют девочки в футбол  современном мире, а мужчины прекрасно моют посуду, чем спасают нежные руки жен и, кстати, успокаивают, нервную систему.  

surr_9Родители часто рассказывают детям о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», но многое ребенок усваивает на примере поведения родителей. Иногда его модель формируется через отрицание и отторжение родительских образцов поведения. Но самое важное – рассмотреть то, к чему тяготеет ваш ребенок. Что раскрывается в нем? Гендерная социализация важна, но стоит быть готовыми к тому, что ребенок своими задатками будет удивлять и ломать стереотипы. Возможно, он не впишется в рамки ваших гендерных представлений.  Вы читаете с ним книжки и показываете мультики, в которых представлены поступки и проявления мужского и женского пола. Через игры, одежду и манеры поведения помогаете ему соотносить себя либо с мужским, либо с женским началом. 
Однако, самое ценное – научиться принимать его таким, какой он есть.  В жизни бывает так: университетское образование программиста не мешает профессионально заниматься танцами. А корочки экономиста не противоречат будущему инструктора по йоге. Конкретный пример. Молодая женщина всерьез размышляла над выбором: писать диссертацию или стать многодетной мамой. В нашем случае выбрала второе, но саму возможность выбора обеспечило образование. Эта образованная женщина смогла вырастить замечательных детей, что не мешало ее маме стыдиться многодетной дочери.

Многие рецепты прошлого сейчас плохо работают, т.к. мы живем в быстро меняющемся мире, в котором гендерные роли смешиваются. Наших девочек не стоит учить любви, пусть они впитают ее от нас, как поддержку, как силу, способную притягивать лучшее в этом мире. 0pasta_2

Родители бьются за образование, значит, уверены – образование или профессия помогут в будущем. Пусть выбор  сделает девочка, когда вырастет.

Наша задача дать ей этот выбор. Станет ли она домохозяйкой или будет работать, а может быть займется чем-то своим?  Будет ли муж опорой, а может быть она станет его опорой.

 

В любом случае гендерная роль, приписываемая женщине, не должна лишать ее социальной защищенности.

 

 

 

 

Ольга Макарова

 

_5

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат...

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Анонсы

Просмотры материалов : 2524408

Популярные

_2