ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ :  гибкая программа и удобный график. И ВЫБОР, И ВЫХОД!

По всем вопросам обращаться: helgavlad@mail.ru 

Добро пожаловать на наш  ФОРУМ Клуба ОК. Заходите и общайтесь! 

Дети системы

ello_2 « Что движет родителями, отдающими детей учиться в наши дни на полный пансион в суворовские, кадетские и тд училища, и закрытые лицеи? Как может это 
закрытое обучение сказаться на детях разных характеров?" (из письма)

Если посмотреть статистику, сколь подавляющее число мужчин в нашей стране служат в военных, правоохранительных и других силовых ведомствах, прибавить к ним государственные службы и ведомства в погонах и форме, армию охранников, то вполне можем сформулировать первый довод родителей мальчиков, которые знают об этой статистике, либо подозревают о ней и готовят сыновей к государственной службе с государственными обеспечением и льготами – все как положено. Другое дело, что явный перебор количественный и здравый смысл подсказывают, что маятник в любой момент качнется в другую сторону. Но пока влияние социума утверждает такой выбор. Об этом влиянии мы еще поговорим.

cand_2Может ли закрытое обучение сказаться на детях разных характеров? Конечно, может. Особенно когда мама обижаемого мальчика с энурезом, почти изгоя,  мечтает отдать его в такое училище, видя в нем бравого солдатика швейка, которому все ни по чем. Эффект системы, которая своим сиянием силы и погон озаряет даже слабого испуганного мальчика, и маме он уже самим фактом принадлежности к системе видится сильным.   Мне не хотелось бы сейчас отвлекать ваше внимание на описание психологических проблем закрытых мальчиковых коллективов,  дедовщины, проблем встраивания в иерархию и так дальше, т.к. гораздо  важнее здесь  другое - родительский выбор , а в случае с училищем он происходит довольно рано. И коль скоро мальчику надевают форму, выбор не просто родительский, а специализированный. По какой дорожке благословляем детей идти? И если судьба пишется не в один день, то выбор профессии для мальчика может серьезно определить и судьбу. Служить, охранять или создавать, предпринимать, исследовать?

Мужчина уезжает из своего городка. Вобщем, молодой шалопай с большими амбициями, он отправляется на поиски новых для себя возможностей - славы, денег и яркой жизни,  но там, в родном городе, он оставляет женщину, которая отныне одна будет воспитывать их  сына.   Спустя годы сын подрос, его шальной папаша создал новую семью, родились дочери, кое-чего добился на своем поприще, но связи с бывшей женой не утратил. И вот,  решил поучаствовать в судьбе оставленного сына. Так и слышны сетования мамы, что сын-подросток ее не слушается, покуривает, поздно приходит – все гуляет. Тут и находится «хорошее» решение приехавшего родителя: «Давай я отдам его в кадетское училище – его там приучат к порядку, будет жить по команде».  В этом вердикте и недоверие к женскому воспитанию,  и видимые огрехи воспитания бунтующего подростка, и, желание переложить это на руки педагогов в ежовых рукавицах.

Вряд ли иррациональные умозаключения родителей нам помогут. Мама восьмилетнего мальчика говорит: «Саша у меня туповат, пусть идет в военные». Этот мальчик рос в 80-е годы.   Мальчики из многодетных  семей деревень и маленьких городков в голодные довоенные и послевоенные годы шли в военные училища с напутствием: «Честно служи, и государство о тебе позаботится». Во всех этих случаях, в разное время родители видели в службе социальный лифт. Они прислушивались к тому, что внушает им социум, готовый платить  и поддерживать сыновей, которых он рекрутирует, кормит и  определяет в службу.cand_5

Мы практически не осознаем, как социум влияет, одобряет или не одобряет выборы занятий, но точно знаем, что сегодня оплачивается, что актуально. Неприятно осознавать, но социум упрямо голосует за нефтяную отрасль и банки, например. Значит, там деньги и уважение. Но каждый из нас знает, что есть занятия, которые не принесут такого достатка, т.к. социум их не признает. Можно этим заниматься, преодолевая сопротивление, критику, но финансового успеха от такой деятельности не жди.  Ваш способ зарабатывания не признают!  Есть виды деятельности, которые социум полу-признает. Как говорится, пятьдесят на пятьдесят, значит, обеспечены проблемы и с социумом, и с деньгами. Социум программирует, а мы легко считываем его тезы. Другое дело, что не всегда им следуем. Не может общество быть похожим на утренник в детском саду, где всех мальчиков назначили зайчиками, а девочек снежинками?

cand_6Однако, есть и другие виды влияний. Когда мы говорим о влиянии  родителей на выбор сыновей, очень важно учитывать «стартовые условия», а это социальный статус, достаток и другие ресурсы-возможности семьи. И на всех ступенях социальной лестницы есть удачи и неудачи родителей, определивших судьбу сына. Родители купили бизнес сыну – мечта многих, но через какое-то время первой эйфории, отпрыск впадает в длительную  депрессию. Отец устроил сына в корпорацию с большими финансовыми и карьерными возможностями, но внутреннее сопротивление приводит к его деградации. Возможности родителей могут подавлять волю и выбор сына, а это дорога в ад, вымощенная благими намерениями. И гвоздь проблемы в том, что выбор молодого мужчины слабо учитывается.  Это происходит, когда сын не хочет четко артикулировать свои амбиции, ведь их может осмеять и не принять семья, может не поддержать. Тогда и звучит ответ: «Не знаю». Для родителей это звучит как призыв к действию.

Есть такой страх, страх не состояться в социуме. Выражается он в тревогах за будущность сына, за его выбор, за его способность в будущем содержать семью. Более выражен он у родителей сыновей, у самих мальчиков и юношей, что вполне понятно. Ведь сколько бы не ориентировали девочек на карьеру, ей достаточно создать семью и родить детей, чтобы считать свою социальную роль исполненной по большому счету, а дальше она вольна реализовываться и работать без угрызений на сей счет. А мальчику идти в большой мир и доказывать свою состоятельность, способность занять достойное место.    cand_1

Подходы семьи могут быть разными. Будут ли родители самым иррациональным  и авторитарным образом навязывать собственное ощущение «теплого» места или услышат выбор сына?  Чем закончатся обсуждения и споры, родится ли уважение к выбору – сложно сказать. У кого как.   Мне не хотелось бы слишком критиковать иррациональный выбор, ведь иногда он приводит к удачному выбору, но и сегодня идут туда, куда пошли друзья. Идут, потому что посмотрели хороший фильм, идут, потому что так решила семья. И это жизненные выборы профессии и судьбы.

Вернемся к нашему запросу, ведь при всем многообразии выбора на мальчик надевают военную форму. Таким образом, его приучают жить и служить системе. О чем это?

cand_10Система сама по себе бессмысленна. Это некая структура, заведенный порядок, который подчиняет и которому подчиняются для выполнения некоей задачи. И задача эта имеет разные слои. Идеологический звучит громко и пафосно – так принято. Миссия формулируется обще, всеобъемлюще, но призвана заразить концептуально. За мир во всем мире, например.

Организационный звучит буднично. Важно служить и точно знать, чьи приказы ты исполняешь, кто тебя наказывает и проверяет.  Но между этими уровнями есть уровень функциональный. Кто и какие задачи ставит самой системе? Какой заказ она выполняет? Учитывая, что миссия формулируется раз и надолго, то функционирование системы подчинено множественным задачам, в том числе собственного выживания – они то и определяют насущные цели деятельности. 

Система вынужденно существует ради системы, точнее, выживания и поддержания системы как таковой. Быть частью системы, значит, согласиться с тем, что ты – функция. И результата тебе лично не получить, наверное это подталкивает человека на маленький, но свой результат от деятельности. Использование служебного положения. Вспомните Островского с его Доходным местом. У тебя есть место в системе, но так устроен порядок, что от места бывает доход помимо жалованья. Да, есть продвижение по службе и вместе с ним рост соцпакета и жалованья.

cand_8Система вынужденно и систематично подавляет индивидуальное в человеке. А что же в ответ? В ответ ты надеваешь форму, чтобы сразу внешне отличаться от других членов общества. Государева система платит тебе довольствие, дает льготы, обещает всяческую заботу в ответ на службу. И тебя становится много. Система как бы обещает тебе, что сила самой системы на тебя распространяется. Вот это усиление постепенно захватывает человека. При этом, чем ярче выражена кастовость, тем сильнее проявлена потребность в закрытости.

Система создается под определенные задачи. Вот об этом и стоит думать. И хорошо думать: а какие задачи будет решать ваш сын, дочь?

Недаром служба в армии обозначена социальным наказом-словом «отдать долг Родине». А если отдать жизнь в долг?

Есть важное отличие систем, созданных человеком и систем жизненных. Первые отличаются жесткостью подчинения, прописанностью функций, изменяются приказом сверху. В жизненных системах присутствуют конкуренция, самоорганизация, сотрудничество, в каждом случае интересы участников процесса имеют значение.  

Итак, работа на результат или функционирование, служба? При этом, говоря о службе, важно понимать: командовать может тот, кто научился подчиняться. Служебная иерархия предполагает, что сначала ты подчиняешься, а со временем подчиняешь. Сначала ты выполняешь приказы, а потом отдаешь.  Чем жестче система, тем неукоснительно работает этот принцип. Создавать новое – удел внутренне свободного человека. Как и работа на результат, здесь работает проективный, творческий подход. И ответственность за результат, сами понимаете, иная.cand_3

Каким будет ваш выбор? В любом случае, важно помнить, что будущее вариабельно всегда. И у каждого есть минимум три – пять вариантов. Другое дело, что люди боятся и принимают решения из опасений, т.е. ведомые страхом. А если выбирать умом?

Несколько слов об уровнях принятия решений. Разделение примерное таково. 60% не знают, куда им идти дальше. Они плохо понимают собственные желания, поэтому главными определяющими становятся ресурсы родителей. Их активное желание определить чадо, оплатить ему обучение, ну, и определить тем самым его судьбу. Справедливости ради стоит сказать, что бросив чуть позже учебу или закончив, но не работая по специальности, повзрослевшие дети стараются нащупать свой путь в жизни.

Психологическая проблема: эти дети обречены настойчиво  носиться с собственными особенностями в поисках пути достойного существования, впадать в агрессивное состояние, время от времени ощущать себя жертвами родительской опеки или произвола и болезненно переживать собственную ничтожность в попытках обеспечить сносный уровень жизни себе, а еще и жене, ребенку..  Для многих на этом пути разочарования и депрессивные состояния неизбежны.

cand_425%  постараются приспособиться. Да, кругом болото, да, мало хорошего, но можно ценой собственных усилий устроиться. Пройдя школу жизни и лицей компромисса, эти молодые еще  люди смотрят в сторону развитых и активно развивающихся стран с грустной улыбкой, мол,  вот там я был бы другим. И жил иначе. И добился бы много больше. И тем не менее эти люди довольно активны.

А что же в оставшихся 15%? Кто-то ощущает себя в заколдованном круге, в пространстве, которое стоит исследовать, чтобы найти свой путь. И он его ищет. Постепенно он приходит к обретению самоконтроля, чтобы ответить на собственное ощущение, что живет он как-то не так, занимается не тем, но надо же как-то выйти из этого заколдованного круга?   В эти 15% входят и те, кто пробудился и почувствовал собственную ответственность за то, что происходит. Такой человек готов проявлять активность.

Да, можно и шишек набить, но воздействие на этот мир предпочтительнее. В таком внутреннем состоянии молодой человек готов  видеть и находить возможности. В эти же 15% входят люди, которым дано с самого начала идти от собственных намерений, интереса к деятельности, которую путем внутреннего озарения считают СВОЕЙ.

cand_11Это люди, ощущающие свой поток, в котором им комфортно. Они осуществляют то, для чего пришли в этот мир. Хотя вопрос денег в этом случае вторичен, иначе говоря, о деньгах в первую очередь не думают. Таким образом, в эту группу попадают исключительно успешные в материальном смысле люди, но эта успешность может прийти со временем, когда то, ради чего прикладываются усилия раскроется и наберет силу. 

И напоследок. Есть те, кто в этой жизни живут навязанными и кем-то созданными концепциями, а есть те, кто пользуется концепциями. И между ними пропасть. Вот такая психология, но помните, что выбор за вами.


Ольга Макарова

 

_5

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат...

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Анонсы

Просмотры материалов : 2522888

Популярные

_2