ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ :  гибкая программа и удобный график. И ВЫБОР, И ВЫХОД!

По всем вопросам обращаться: helgavlad@mail.ru 

Добро пожаловать на наш  ФОРУМ Клуба ОК. Заходите и общайтесь! 

Я не такой

moroz_5_1Пора, когда такое утверждение звучит напряженно и часто – подростковый возраст. Однако отзвуки и эхо сопровождают иногда всю жизнь.

 

Есть два примера, с которых я могу начать. Два упоминания, между которыми 40 лет и связаны они будут с Красноярском 1975 года и 2015. Почему Красноярск? Это город моего детства и юности. Пример из детства мне показался уместным. Размышлять на своем опыте честнее. Любопытно, что-то меняется в точке времени и пространства за столько лет? И потом составить такой разговор, значит, понять взрослеющего человека в ощущении одиночества, брошенного, отвергнутого. Именно так переживается подростковая пора. Но для этого важно вернуться в детство. Итак, Красноярск времен расцвета застоя, Советский Союз. Пример первый с Вадиком Бернштейном. У которого в графе национальность стояла «еврей» среди частокола надписей «русский» и «русская» в классном журнале. Причем, русскими были и дети татар, и рожденные в браке эстонца с украинкой. Это как охранная грамота. Но Вадик вписан в наш класс был именно так. Завуч по имени Аида с обесцвеченными волосами и чеканной речью ментора вела у нас историю и слыла антисемиткой. Об этом мы знали от классного руководителя, но родители не записали Вадика «русским». Мало того, что он пришел к нам с начала учебного года, когда все остальные учились с четвертого класса, а костяк класса и вовсе с первого. И это еще не все. Вадик был пухленьким мальчиком, на физкультуре он стоял бы четвертым с конца. Спокойный и даже застенчивый мальчик пришел в наш класс школы со спортивным уклоном. Этот спортивный уклон означал сдачу норм ГТО на значки, значит, гоняли всех и каждого. Много физры. Мальчишки практически все, да и девчонки параллельно ходили в спортивные специализированные школы. Меня, посещающую музыкальную щколу, использовали на городских соревнованиях по метанию ядра и копья. Там я встречала и других девочек из музыкалки. У нас были сильные руки, а главное – замах, который высоко ценили тренеры.

moroz_14Как вы думаете, в пятом классе пухлощекого и застенчивого еврея-новичка как должны были принять мальчишки нашего класса? Да, ему устраивали «темную» в раздевалке после уроков. Его унижали и били. Вадик об этом молчал, терпел, он «понимал», что в каком-то качестве он должен быть принят мальчиковым сообществом. Жаловаться нельзя, впутывать старших – тем более.   Однажды эту картину в раздевалке я застала. Пунцовое лицо Вадика, раздерганный синий костюм и рубашка, мальчишье окружение со возбужденными лицами.  Признаюсь, в те времена у меня не было психологических знаний, а мальчишьи биологические бои за место в иерархии я попросту презирала. Кошачий девчоночий индивидуализм вряд ли поймет стайных животных – мальчишек. Этих орловых и меснянских я знала с первого класса, тогда мы дрались и дрались. Но не кучей меня били, а я предлагала выбрать одного, с которым и буду драться. Вадик должен был выдержать давление, наверное, у него это получилось бы. Если нет – стал бы изгоем. Незавидная участь в животной и человечьей популяции. Наши мальчишки были тогда ближе к животной.   Тогда я нарушила правила и вмешалась, наплевав на порядки в мужской стае. Наши «мальчики» поверили мне, т.к. опыт подсказывал им , что разбираться я буду с каждым по отдельности. Интуитивно я ощущала это методичное избиение большой несправедливостью и даже подлостью. Когда папа учил меня приемам драки он говорил, что применять их стоит в экстренных случаях для защиты, но не нападения, а бить слабого – подло.   Избивать ради самоутверждения – подло. Если уж такие воины – выбирайте противника посерьезнее. Чем закончилась та история? Я влезла не в свою игру и поломала ее. От Вадика отстали, но общения с ним тоже не сложилось.  

Вопрос: как быть, если  ты не такой как они? Слабый, больной, внутренне ослабленный, ощущающий недостаток сил для сопротивления, без внутренней опоры?

И второй вопрос: как быть принятым и не потерять общение с окружением?

moroz_4Тут стоит уточнить. Мы о людях или о животных? Если в социуме работают исключительно животные обычаи, то выбраковка и участь изгоя неизбежна. А если мы воспринимаем подростков как  особей мужского пола, которых важно вырастить в людей, а значит, научить контролировать свою агрессию, вложить в их головы понятия о благородстве и подлости, о мужском достоинстве выше пояса. Иначе говоря, подвергнуть окультуриванию. Можно родиться человеком, но не стать человеком. Таково противоречие между природным и социальным в человеке.   

Противопоставление физической силе и агрессии другой силы снова и снова «гасят» подростковые гормональные всплески и «учат» тому, что на твою силу найдется другая сила. Так что смотри. Однако, цивилизационно демонстрация грубой силы устарела, она выглядит архаичной, несмотря на распространенность в нашей реальности.

Само понимание силы цивилизационно пересматривается.  Другие умения выходят на первый план и дают преимущества в конкуренции.

Как сложится индивидуальная эволюция для каждого мальчика, девочки? Придут ли они к пониманию категорий «общее», «особенное» и «единичное». Общее, общность с подозрением относится к иным признакам и старается выдавить их, если не уничтожить носителя этого признака. Общность кодирует понятия «свой и чужой», наш и не наш, такой и не такой. Особенное же настолько выдается из общей картины, что практически всегда ждет нашего понимания, а это не только усилия к пониманию, но ЖЕЛАНИЕ понимать. Как в таком случае быть с отстаиванием принципов общности? Ведь общность – это здоровое по праву распространенности, его больше, на него хочется опираться. Единичное и вовсе противопоставлено общему по своей индивидуальной природе. Персональность единичного в каждом человеке так важно сохранить и эта персональность, индивидуальность не всегда выживает в борьбе с унификацией  и общими стандартами.

Каждый подросток негласно проходит социологический вопрос, находя и не находя свой ответ на поставленный вопрос. Я не такой, и это плохо? Я не такой, и это хорошо? Я не такой, и мне с этим жить?!  Я не такой, и ладно… Так рождаются рассказы повзрослевших детей о том, как они проходили чистилище с боями, слезами и истериками, продираясь и зализывая раны к своему внешнему облику, своим взглядам, к своим пристрастиям и увлечениям, к своей любви и к жизни по своим принципам и усмотрению.  И каждый рассказ о взрослении поблескивает напрашивающейся слезой или сжатым кулаком, хуже, когда комок в горле перекрывает возможность выразить то, как это было.moroz_13

О чем это говорит с психологической точки зрения? О том, что нетерпимость  и категоричность, увы, слишком распространены обществе. Белые вороны снова и снова показывают нам реальность, в которой страхи управляют человеком.  Страх быть «белой вороной» возникает в подростковом возрасте, но может сопровождать нас во взрослой жизни. Мы даже не замечаем, что принимаем решения и совершаем поступки, руководствуясь не своими истинными мотивами и желаниями, а страхами. Что скажут другие? Что обо мне подумают друзья, сослуживцы?

За девочкой одиннадцати лет бежит ватага подростков, они настигают ее и начинают бить. Тут за нее вступается другой подросток, ощущая себя спасителем слабого, того, кого несправедливо бьют. Девочка вытирает мокрое от слез лицо и ответствует своему спасителю. Зачем?! Теперь они не будут со мной играть. Она была готова пойти на унижения, только бы быть принятой в стаю.

Да, подростку необходимо принятие общностью таких же, как он, важно быть частью команды, компании, двора. Это все тот стайный инстинкт выживания. И что дальше? Где тот самый квантовый скачок, переход на иной уровень, о котором говорят модные взрослые?

Самосознание и чувство собственного достоинства спасительны для отвергнутых. В обретении их мы можем помочь взрослеющим детям. Умению быть другим, нести это в себе и сохранять – мы учимся. И здесь стоит понимать простую истину: воспитывать – это не значит делать жизнь легче.

Мы ждем терпимости окружающих к иного рода нашим взглядам, нравам, привычкам. Уважения к национальным особенностям и религиозным взглядам. Откуда тому взяться спросите вы? Увы, у социума, как и у отдельного человека путь понимания и принятия неотделим от постоянных усилий, чтобы не скатиться к животному, стайному существованию, в котором побеждает сильный.  Это цивилизационный выбор. Отстаивание ценности жизни каждого, но и сохранения индивидуальности каждого. Опыт показывает, что способность выражать терпимость и поддерживать ее дана лишь людям уверенным в себе и осознающим надежность собственных позиций. Звучит парадоксально лишь на поверхностный первый взгляд. Да, уверенный в себе человек, яркая индивидуальность  с четкими внутренними установками будет ценить это в другом человеке.  Попытки враждебных нападок говорят нам о глубоко сидящих комплексах, непреодоленных с подросткового времени. Это все тот страх сравнения себя с другими во избежание духовной конкуренции, подмена сотрудничества соперничеством. Страх изменений. Страх перед жизнью. И это всегда тупик. Человек, способный освободиться от страха, способен найти выход в любой жизненной ситуации.  Страхи почти всегда свидетельствуют о духовном детстве, недостаточных знаниях о мире и в конечном итоге духовной незрелости. А повзрослеть и исцелиться от страхов, чтобы стать свободным и сильным,  не поздно в любом возрасте.

kissi_444Коллективизм или индивидуализм. В какой пропорции они выявлены в каждом из нас. Эти чувства борются в нас. Важнее, что побеждает в каждом отдельном случае?  Способны ли мы нести свою особенность с достоинством?

Страх быть самим собой – один из самых распространенных в мире. Однако, люди предпочитают об этом не думать. Этот страх отнимает у каждого ЕГО жизнь. Быть самим собой, значит, найти свой талант, раскрыть его. И поверить, что господу Богу ты нужен таким, каким ты и пришел в этот мир.

   Я не такой, и мне с этим жить

 21 марта Международный день человека с синдромом Дауна. Двадцать первый день третьего месяца, как трисомия по 21-й хромосоме.  Это не болезнь. Это данность, с которой жить и мерило психологической зрелости родителей. Откажутся или оставят в любви и тепле. В 85% случаев отказываются, и это гуманитарная катастрофа.

В детских сиротских учреждениях много детей с синдромом Дауна. Синдром Дауна часто так пугает просто потому, что мы практически не знаем ни о самом синдроме, ни людей с ним. Хороший повод расстаться с невежеством и душевной глухотой.

Жизнь детей с синдромом Дауна в приютах зачастую абсолютно безрадостна и безнадежна. Они приписаны государством психиатрической епархии, и их будущее после 18 лет будет связано с психоневрологическим интернатом.  Безнадега полная. Их вычеркнули раз и навсегда?  

Почему в России, в отличие от многих других стран, количество детей-сирот с синдромом Дауна так велико? И почему при таком зашкаливающей уровне страха будущие родители не способны пройти скрининг-тест, чтобы иметь возможность принятия взвешенного решения  уже на 11 - 14 неделе беременности  - прерывать беременность или быть готовыми к рождению и воспитанию особенного малыша?  Социальная реакция очень напоминает картину с количеством абортов: сначала полное невежество и незнание-пренебрежение контрацепцией, а потом обескураживающее удивление, полная неожиданность. И простой выход: отказаться от ребенка. И простое объяснение: не прокормлю, не справлюсь, что скажут другие, как он будет жить.

Общество пребывает в подростковой категоричности и страхе. Да, отношение в обычной жизни на бытовом уровне зачастую похоже на смесь враждебности и подозрительности. Такой уж общественный фон. «Я не хочу смотреть!».  «Где они собираются играть? Здесь?». «Больные» и «здоровые» дети не должны общаться, соседка сказала, что дети-инвалиды могут быть «заразными». Сколько историй откровенного жлобства и патологической оглушенности можно было бы рассказать. Они не такие!  Да, они не такие. Они не могут многое из того, что можем мы, у них есть сопутствующие проблемы со здоровьем. Зато они могут много того, чего мы не можем. Они умеют радоваться жизни как таковой и принимать ее без лишних оговорок.angela_123

Одна десятилетняя девочка любила проводить время за рисованием. Но это было особое рисование. На листке в клетку она рисовала в профиль людей, а потом долго озвучивала их разговоры и взаимоотношения, наедине с собой рассказывала историю их жизни. Как-то девочка сказала: « У меня родится очень некрасивый ребенок». Почему же? Девочка была более чем симпатичной. Некрасивого ребенка мама больше любит, я буду его очень жалеть. В этом было детское, но и христианское определение любви. Ребенку с высоты его роста и возраста виднее, какая любовь ему ближе. 

Преодолеть подростковость, значит, научиться видеть другого, но не только себя. Увидеть драму жизни другого. Появление в семье ребенка-инвалида меняет жизнь не только внутреннюю, часто меняются и взаимоотношения с миром внешним.  Окружение может поредеть, смениться практически полностью. Иногда здоровый интерес сменяется нарочитым. Людей бросает из крайности в крайность – они пытаются справиться с охватившими их эмоциями и не знают, как преодолеть старые установки.

moroz_6Изменения в обществе происходят постепенно, но лишь в том случае, когда прикладываются постоянные усилия людей. Если оценивать социальную среду с точки зрения отношения с детям с особенностями развития – Россия отстает на полвека от западных стран по скромным оценкам.

Мне важно знать, что есть люди в нашей стране, которые работают с семьями, в которых рождены особенные дети. Их не бросили без любви и тепла, а готовы посвятить им свое время жизни, силы, опыт и любовь. Путь одних – помощь семьям с особыми детьми и психологическая реабилитация, путь других – работа с приемными родителями. Во всяком случае,  уже есть понимание, к чему стоит стремиться. Наметилось движение в направлении распространения инклюзивного образования.

Я начала с истории Красноярска 40-летней давности. Для хорошего финала к нашему разговору приведу пример нынешнего Красноярска нулевых. Красноярский опыт сегодня – это более 100 детских садов и школ с программами инклюзивного образования.

Социализация детей идет через в школу. Инклюзия, как новый стандарт, может и должно войти в российскую реальность.  Дети с ограниченными возможностями будут вовлечены в процесс образования наравне с обычными детьми. О том, что это может означать для обычных детей чуть позже, но для детей с инвалидностью это процесс реального включения в активную жизнь и открытие каких-либо возможностей в будущем.   Иного пути цивилизация не нашла до сих пор. Понятно, что этот процесс не может быть спонтанным, и уж точно пущенным на самотек. Этим придется заниматься.

moroz_11Мне особенно приятно и радостно от того, что детский сад города моего детства и юности Красноярска  стал лауреатом конкурса инклюзивного обучения. Именно с детсада начинается эта важная работа. Если хотите, с опытом педагогов и воспитателей можно ознакомиться – они легко идут на диалог. Командная работа психологов и воспитателей помогают ребенку осилить отдельный предмет, ситуацию, проблему. «Почему он/она не ходит, не говорит, не слышит?». Почему он такой? Малыши задают вопросы, получают на них ответы и включаются в коммуникацию, учатся им помогать, играют. В их головах нет тех барьеров и страшилок, какими напичкано сознание их взрослых родителей. Эти дети подобно Будде выходят из дворца в мир, в котором есть болезнь, немощь и смерть. Побороть их, не став Человеком невозможно. Так, маленькие сибиряки привыкают помогать тем, кто слабее их. Им понятны отношения взаимопомощи и равенства. Они вырастут и не будут пугаться человека с инвалидностью, не зная, как ему помочь. Они не станут брезгливо отворачиваться, как будто увидели нечто запретное, стыдное и ужасное.

Это опыт общения, познающего сложность и противоречивость мира, подобно Будде раскрывает в человеке внутреннее зрение, чтобы увидеть душу другого человека. Оно приходит через боль собственную, воспитывающее сопереживание. Только так мы научаемся видеть не внешнее, а сущностное – душу другого человека.

Такой опыт приводит к принятию, ведь когда живешь рядом с таким человеком, судишь о нем, как о любом другом, а не как об отвлеченном субъекте.  Если сделать попытку, шаг, усилие, чтобы изменить жизнь особых людей, изменения в лучшую сторону произойдут и в тебе самом. И это действительно так.  Согласитесь, смешно, когда душевно черствые и эгоистичные люди рассуждают о третьем глазе и духовном развитии?  Смешно и грустно.moroz_7

Семье, в которой родился ребенок с синдромом Дауна, необходима психологическая помощь. Такую помощь на Западе получают все родители после рождения "особенного" ребенка.  Психологическая готовность родителей будущих и настоящих  - единственный путь, чтобы все меньше детей становились сиротами. Присутствие в нашей жизни особых людей делает наш мир сложным, а потому объемным. Они несут свое послание нам и свой крест.

А что же родители? Их вопросы сегодня: заразно ли это? А если все внимание будет ребенку с инвалидностью? Зачем вообще учить, если он не станет полноценным? Не волнуйтесь мамы, не заразно, а если ребенок не справляется, к нему на помощь придут тьюторы. Это такие специально обученные люди.

И еще. Не задавай лишних вопросов: почему это мне досталось, пришлось пережить? Зачем это? Ломающие нас вопросы. Ответов в этом мире вы не получите готовыми. Все придется понять, простить, принять, без этого уроки жизни не могут быть пройдены.

Ольга Макарова

 

_5

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат...

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Анонсы

Просмотры материалов : 2516843

Популярные

_2