ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ :  гибкая программа и удобный график. И ВЫБОР, И ВЫХОД!

По всем вопросам обращаться: helgavlad@mail.ru 

Добро пожаловать на наш  ФОРУМ Клуба ОК. Заходите и общайтесь! 

Авторские статьи Наши дети Трудности понимания: часть первая о подростках

Трудности понимания: часть первая о подростках

doll_5Говорят, что характер - это судьба. Приходилось слышать такое? В таком случае, можно ли понять судьбу. Разумеется, взрослому человеку уже есть, о чем поведать себе и миру. Он кое-что о себе уже понял. Куда продуктивнее для всех нас попытаться распознать судьбу в подростках. Ведь в них будущее, в них надежды их родителей. В «еще детях и уже взрослых» характер виден в значимых поступках, а не случайных реакциях. В том, что они делают и как общаются. В самые напряженные годы взросления будущая судьба складывается в том смысле, что характер проходит пробы и проявляются сложности, с которыми важно справляться. Очевидно, что есть и то, с чем справиться не удается.  Вот об этом нам стоит поговорить.  Зная характер, в самом деле можно понять образ действия человека. Психологи этим занимаются ежедневно в своей практике. Распознать судьбу, вот задача не такая простая, но выполнимая.

Каждая мама вполне способна интуитивно почувствовать, заметить в поведении, взгляде и в сказанном даже вскользь черты неблагополучия в сыне или дочери. Доступно при желании это и папе. Внимательного взгляда и некоторого размышления бывает достаточно, чтобы увидеть слабые стороны. Точки кипения и сильной реакции. Эти самые точки кипения или слабости можно определить, как акценты проявления личности.

Отсюда и появилось в употреблении латинское слово «акцентуация». Но что это такое – акцентуация характера? Ключ к пониманию личности, когда сама личность еще формируется у подростка. Когда отдельные черты характера выражены на пределе нормы. Заострены настолько, что в определенных ситуациях подросток конфликтует, получает нервный срыв. Его личность уязвима к определенным травмирующим воздействиям, адресованным к «местам наименьшего сопротивления». При этом подросток вполне устойчив в других ситуациях. Такая вот дисгармония черт личности.doll_6

Приведу пример. История Тани драматична. Уже в 11 лет девочка осталась без мамы. Мама умерла. Папа уехал далеко от дома в попытках там устроить свою жизнь. Приезжает редко. Таня осталась с бабушкой по маминой линии.

Девочка сосредоточена на мрачных и печальных сторонах жизни. Она чрезвычайно серьезна в разговоре, но разговор с ней не клеится – она молчит, иногда с трудом подбирая слова. Пониженное настроение преобладает. Таня склонна к депрессии. Ей хочется быть ближе к папе, но у бабушки с ним сложные отношения. Бабушка активна и надеется поставить Таню на ноги – в этом видит свою роль, папа растерян и уходит от решительных действий, не предлагая дочери остаться с ним. В этой семье есть место любви, но так много сожалений и вины, что Таня как будто вянет на глазах и неспособна проявлять активность. Интерес к жизни, к учебе снижен. Кроме ярких случаев, как поездка в экзотическую страну, например. В поездке как будто материализуется сама возможность улететь, убежать в какую-то другую радостную, но чужую пока жизнь.   Как видите, девочка почти отсутствует в жизни, но поглощена проблемами семьи.  Психолог обратит внимание на дистимию и начнет работу, хотя подросток видит проблему во взрослых, а взрослые в ней.   

Акцентуация - это не болезнь и не психопатия, но подобное острое проявление при неблагоприятных условиях вполне может перерасти в психопатию. У многих родителей есть надежда, что со временем «перерастет». Зачастую так и происходит. Большинство акцентуаций со временем сглаживаются, но статистика вряд ли способна утешить, когда речь о родном человеке. Когда в сложной ситуации происходит эмоциональный срыв и возникает невроз.

Мы упомянули дистимическое проявление, а вот история Вити. Его неустойчивость с чертами открытости покажется вам знакомой.  Витя уже к началу подросткового возраста перестал делать уроки, а вскоре и посещать школу. Прогуливать по нарастающей. Обаятельный и неконфликтный он уже к 12 годам пустился на поиск новых впечатлений, компаний. Легко устанавливал контакты, носящие, однако, поверхностный характер.  Искал легкой популярности и легко поддавался влиянию окружения. При этом любимых родителей и учителей предпочитал не слушать, уходя от общения.   

doll_3Такого любимого мальчика мама назовет «шалопаем», а папа выразит надежду, что когда-нибудь сын «найдет себя».  Что мы видим? Подросток удерживает внимание семьи, его любят, но сложности в браке, мысли о разводе вызывают поведение, постоянно привлекающее внимание родителей своим неблагополучием.  Взрослые хотят, чтобы сын учился, а подросток не считает эту маяту под названием учеба чем-то существенным. Отношения важнее. Это он продолжит утверждать в своем будущем.

Что важно не пропустить. Сложившийся неустойчивый (экстравертированный) тип отличает патологическая волевая слабость. Без воли сложно просто выполнить задание, сделать уроки, закончить школу, но еще сложнее во взрослой жизни. Коррекция поведения таких подростков через контроль за их поведением и деятельностью просто необходимы. Не так просто любящим родителям проводить по отношению к сыну политику ужесточения в сочетании с искренней заинтересованностью в успехе. Думаю, вы пробовали. И опыт показывает, что удается что-то одно. Второе, ужесточение, как раз достижимо легко. Но волевая слабость может быть отчасти присуща и одному из родителей. Тогда страдает последовательность, методичность - время упускается. И тогда тип поведения закрепляется, обрастает защитами и обоснованиями – становится судьбой. Очевидно, что эмоциональный контакт особенно важен. Когда такому подростку не хватает внимания, мир взрослых с его требованиями отрицается как негодный. И тут важно, чтобы не произошло компенсации в наркотических веществах.  Импульсивность поступков характерна для таких взрослых детей.  

Как это может пригодиться?

​​​​​​​​​​​​​​papa_3Понять другого человека, даже самого родного, бывает не так просто. Тогда как помочь ему в выборе будущей профессии? Помочь понять себя самого? Когда мы сталкиваемся с крайним вариантом нормы - чаще всего в быту звучит знакомое слово «псих» вдогонку, как реакция. Мы как бы наклеиваем ярлык. Иногда психологическим ярлыком признают и подход типизации. Соглашусь, в жизни все еще сложнее. Но мы имеем дело с инструментом, подходом – это важно понимать. Акцентуации возникают не вдруг, они складываются годами. Значит, наш разговор о жизни наших детей важен.  Здесь и наследственность, и воспитание.  Как с ним обращались и общались в семье. К тому, что провоцирует акцентуации относят гиперопеку, потворствующее воспитание, эмоциональное отвержение, жестокое или противоречивое воспитание, воспитание в условиях "культа болезни".

Иногда полезно распознать акценты личности. В акцентуации так или иначе просматривается будущее психическое расстройство. Учитывая, что большинство из нас находится в «серой зоне» между явной болезнью и редким благополучием, и душевным здоровьем. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – его особенный стиль нарушений поведения и подростковых кризов. Это те слабые места характера, которые стоит знать и учитывать в общении с ним. 

Реально ли для подростка увидеть свою судьбу перед лицом растерянных родителей?  

Мы продолжим этот разговор.

Ольга Макарова

 

_5

Ваше сообщение, впечатление, мнение? Здесь вас услышат...

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Анонсы

Просмотры материалов : 2377121

Популярные

_2