Виченца-Местре-Милан

Короткие и длинные прогулки.

Виченца

vichenca_1Поезд. Пейзаж за окном не отличался разнообразием: убранные поля маркиза карабаса и виноградники. Брошенные старые фермы. Регулярно попадаются плотные поселения, густо усиженные домиками с черепичными красными крышами. Ровные до усталости глаз посадки деревьев от эрозии. Сквозь прищур посадки  закручиваются в вихри. Забавно. Только плющи и кустарники растут сами по себе.  Ни тебе лесов, ни тебе зверей. Что-либо живое и дикое истреблено так давно. Вот только весело желтеют мандарины на деревьях.

Постоянно проверяют билеты. А у нас реджионале поезд? Со скандалом ссадили немца – перепутал, бедняга. У него билет внутри провинции, а он сел на ломбардийско-венетский. Причем, класс вагона тоже лучше не путать. Билеты до Местре  и до Венеции стоят в оба конца в 20 евро на одного. 

Виченцу называют городом Андреа Палладио – великого возрожденца 16 века. Родился он в Падуе, но большая часть построенных им вилл (16 из 23), вошедших в историю мирового искусства, находятся в Виченце и ее окрестностях.  Виллы строили богатые венецианские купцы в деревне Виченце. С открытием Америки им некуда вкладывать деньги – кризис активов возник. Торговля стала хиреть.  "Ремесленник-архитектор" Палладио  начал строить в деревне дома по заказу в стиле древнеримских храмов, используя античные пропорции и архитектурные детали. В таком доме владелец мог почувствовать себя богом. Палладио просто осуществлял мечты заказчиков. Новаторски и умело объединял ранее расположенные отдельно все деревенские постройки (амбары, конюшни, голубятни) под одной крышей, создавая гармоничный с окружающей природой архитектурный ансамбль. Так и вырос славный городок Виченца, а Палладио навечно поселился среди классиков мировой архитектуры. Теперь  "стиль Палладио" распространен по всему миру. Первыми его начали использовать англичане в 16 веке. Затем дома в этом стиле появились в Голландии, Польше, России, а в 18 веке в Америке был построен "Белый дом" - символ Вашингтона. Теперь мы вспоминаем Палладио, глядя на огромную череду зданий от городского клуба с колоннами сталинской эпохи до Ленинки и Большого театра в Москве. Стиль узнаваем по непременным галереям, портикам и колоннам. И, конечно, аркам.

andrea-palladio-architectПалладио начал активно работать в 32 года. Все, что он создал, уложилось в 40 лет его жизни. Сначала в Риме он обмерял античные постройки, изучал пропорции и «мудрость древних».  Странно думать, что, создавая прекрасные виллы и дворцы, Палладио заботился о практичности в гармонии с окружением. Вместе с Веронезе они создавали среду обитания Человека. Практичность Палладио «на века» никак не вяжется с современными убогими представлениями о практичности. Архитектура мастера должна уничтожать догмы и необоснованные страхи, во главу угла ставятся великие понятия достоинства и свободы человека. Это и есть осязаемый базис самосознания нации. Вот, отчасти, почему мы другие. Туда, под своды дворцов, всегда будет тянуть. От восхищения  и невозможности соединиться с этой красотой  - не  избавиться.

Мы не добрались до знаменитой виллы Rotonda. Она считается одной из лучших работ Палладио в стиле храма, т.к. строил он ее для священника.

Виченца -  городок тихий, в чести велосипеды. В роскошном дворце может располагаться почта! Просто это Италия. 

Хорош памятник патриоту, финансисту и статистику. Старенький, почти лысенький сгорбленный старичок в кургузом сюртуке и  стоптанных ботинках. Лукавое лицо, в позе знак вопроса и угодливости. Наш Акакий Акакиевич, ну очччень экономный. Стоит у театра (тоже Палладио).  Чем же так знаменит этот старичок?

Что хотелось посмотреть? Базилика на площади Сеньории. Мраморная двухъярусная аркада по периметру дворца Раджиони 13 века. Здесь и памятник Андреа Палладио. В центре города галерея Palazzo Leoni Montanari с  уникальной коллекцией древнерусских икон 13-19 веков, вывезенных из России после 1917 года.

Когда бродишь по старым улочкам, среди прекрасных зданий со скульптурами и лепниной, внутренними двориками с цветами и мрамором не хочется думать о занятиях жителей коммуны.  А ведь провинция считается одной из трех наиболее промышленно развитых в стране. На 800 тысяч жителей здесь приходится 80 предприятий. Объем продаж на внешний рынок сравнивают с экспортом Греции и Португалии. Вот тебе и северная Италия. А еще только здесь производится виноградная водка Grappa.

Едем в Местре. Общежитие для Венеции.

Мойщик вокзального туалета в джинсах и ковбойских сапогах с золотой цепью на шее. Перчатки, хлорный бутыль с пульверизатором в руке и гордая посадка головы. Завершив освежающие манипуляции, оперся на косяк и приглашает  сеньор и сеньорит. Ну, чистый ковбой. В районе вокзала кучно расположились китайские лавочки:  сувенирные, овощные, тряпишные. Родные лица, но лопочут по-итальянски.

В Виченце было тепло, а над Местре тучи.

Старинный центр Местре так напоминает Венецию. Вечерняя городская площадь гудит. Все здесь в ежедневных (ежевечерних) брожениях и гуляниях. Симпатичный городок –спутник. В основном здесь живут работающие в Венеции. Кругом цикламены, герань и гортензия огромного размера.

Удручает направление моды, представленное в магазинчиках. Классика отличного качества стоит заоблачно, козыряя громкими именами домов моды. Там гуляет ветер. Бутики украшают старинные площади, туристические места. А вдруг залетный покупатель и образуется? Мода где-то между образом бродяги и городского сумасшедшего. Многослойность с голым пузом и выпирающими ключицами. Мешанина из перьев, блесток, надписей со спортивной и военной тематикой. Публика (пополи) одеты просто: и молодежь, и среднее поколение. В таких же простеганных разноцветных ватниках.

А обувь? Итальянцы словно устали от собственного разнообразия. Прообраз современного сапога – кирзовый военный. Довольно много заменителя. Иногда чувство ремесленника им изменяет, тогда пара мужских туфель стоит 450 евро, как и картина современного художника  маслом. Каждый вечер по телевизору их (картины!) активно торгуют со скидкой.

В поезде на обратном пути тоскливо. Пассажиры беспощадно зевают. Итальянцы рано ложатся спать, уже в восемь часов засыпают на ходу.  К 9 городкие  и вовсе спят, блестят лишь автострады.

Милано.

Мы в Милане. Огромном, по-итальянским меркам, Милано!  Милано и отталкивает своим размерами, уж очень он какой-то рабочий. Бездельникам-туристам неуютно в таком городе, но кое-что можно посмотреть. Тем более, что многие маршруты проходит через него, т.е хаб – аэропорт Мальпенса.

Сады на высотных зданиях. Шумно от машин. Улицы широченные, здания огромные. Моточеклетто не хотят останавливаться у пешеходного перехода.. Город большой и агрессивный. Почти столица.

В свой единственный миланский день идем к Замку Сфорцеско. Удивительна власть семей в итальянской истории. Так было в Венеции, так и в Милане.  В 12-13 вв. город попал под господство Висконти - талантливого рода, власть которого носила плутократический характер. Висконти правили 170 лет. Затем, власть захватил новый род - Сфорца, связанный с Висконти и присвоивший себе титул герцогов Миланских. Потом вооруженная драка между французами и испанцами. Сфорца вступали в союз то с одной стороной, то с другой. То они в изгнании, то номинальные правители.. В конце концов в 1535 году Милан был присоединен к владениям императора Карла Пятого.  Замок огромен и мрачен,  воинственность Сфорца сквозит из всех бойниц, даже плющ усох на тяжеловесной башне. Вечером его не подсвечивают, так можно и в ров свалиться, и лоб расшибить.

Центральное место в Милане – это, конечно, Собор Дуомо. Огромный до небес готический  воздушный стрельчатый пирог. Голова запрокидывается, ничего, кроме «ах!» в первые полчаса вымолвить не в силах.  Через улицу именитый Алла Скала – просто оперная сторожка, к тому же на реставрации. Постепенно рот закрывается. Ребятки скандируют что-то против истребления животин на шубы  и кожаные штучки. Смурные торговцы горячими каштанами и напитками совсем позабыты галдящей толпой. Уже горят огни, уже идут рождественские распродажи.  Внутри кафедрала идет служба. Маленькие лилипуты молятся в храме Гулливера.  Только здесь можно спастись от суеты и гомона площади. Мы успокоились и вспомнили, что уже больше десяти часов на ногах.

Пора. Улица Наполеоне: Армани, Версаче и Версус, Гуччи, Серджио России, Сисли, Дольче и Габана.. Мавзолеи современной моды.  О моде писать не в силах, задавили своим величием и монструозным напором.

И снова меня восхитил огромных имперских размахов вокзал. С орлами и львами, невероятных размеров из белого мрамора. 

Пойдем в парк?

vichenca_la_rotonda_2В парке одновременно сосуществовало гулянье и шумленье с созерцаньем и прогулками.

В одной его части кипела жизнь: здесь развлекали маленьких итальянцев. Причем, все происходило очень серьезно. Дяденька в костюме пожарного учил 4 летних короедов тушить пожар. Время от времени и впрямь возгоралась некая штуковина, и малец в каске и с шлангом его тушил. Шло соревнование.

В другой части процветали каталки на велосипедах и странных видах транспорта а-ля велосипед. Ребятня с удовольствием гонялась. Здесь на площадке со знаками и устроенным движением   полицейские в настоящей форме учили велосипедистов и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. По-взрослому.

Много чего происходило в парке спортивного, но нас больше привлекла музыка – оркестрик Country Musik хорошо зажигал. Отдыхали под отцветающими липами, которые осыпали нас сухим цветом. Мимо брели люди и собаки всех мастей. Жара потихоньку спадала. Так что мы прошли в соседний парк с небольшим (по итальянским меркам) дворцом. В пруду плавали жирные карпы. На стриженной лужайке мамы с малыми детьми, дети постарше гоняли футбол. От знойного еще солнца спасали тенистые аллеи, протекающие воды маленькой речушки.

В парке мы провели несколько часов, надо сказать – почти незаметно пролетело это время. Парк спас от жары, а гомона и происходящих событий в нем было даже с лишком.

Пришло время подумать об ужине. Тут мы нарушили правило туристов, не  знающих хорошие места в каждом отдельном пункте. А правило простое – иди туда, где сидит много местных и с удовольствием откушивает. Мы зашли в китайский ресторан. Очень приличный, но пустынный. Может и от того, что до часа ужина был еще час, а для нас самое то время. Интерьер исключительно китайский, но отличающийся от оформления китайских ресторанов во Владивостоке. Здесь и мебель из натурального дерева, и серебряная посуда,  и шелковые обои на стенах выглядели дороже. Заказали привычное, но вкус таких знакомых блюд отличался. Что ж, это неизбежно, но еда была хорошей. Китайцы не подвели и на этот раз.

Ну, вот, здесь мы прорыли свои ходы в старом городе, простучали башмаками мостовые. Ноги отваливались. Не такой уж ты и большой, Милано!  Все, завтра в Москву. Это уже дорога домой.

В полутемном Шереметьево-2 я наконец-то усвоила, что мраморный в золотистом свете городок в табакерке под названием Италия закрылся. По сторонам глазеть не хочется. Холодно и темно. Зато сразу подумалось о скорой встрече с людьми, которых я люблю. Ну и ладушки!

 Ольга Макарова.