Согласитесь, ученые знают об этом мире что-то такое, в чем нам, простым смертным, разобраться крайне сложно. Слишком много для этого нужно учиться. Они познают и описывают окружающий нас мир, Вселенную, говорят на своем малопонятном языке. Они отвечают на вопрос: как этот мир устроен. Инопланетяне, одним словом. А как быть тем, кто закончил изучать физику (как и все остальные естественные науки) в средней школе? Итак, физика осталась в школе, так что же - дальнейшее наше продвижение по жизни будет осуществляться наощупь, т.е. методом проб и ошибок? С другой стороны, мы верим в опыт поколений, надеемся на авось, наконец..
Достаточное ли это основание, чтобы не знать законов мироздания? Помните, незнание законов не освобождает нас от ответственности. Если все-таки согласиться, что человек – часть этого мира, связан с ним теснейшим образом, то можно смирить гордыню и посмотреть на происходящие процессы с интересом. Итак. Как учит нас физический мир, двигаться по этой жизни можно по-разному. Пример первый - броуновское движение. Тогда Браун наблюдал движение пыльцы на поверхности воды. Эту историю мы помним из курса физики в школе. Если напрячь память, то всплывут слова учителя о чем-то беспорядочном. В переводе на наш житейский язык – суета и ничего толкового. Этого мы насмотрелись в городе. Движения как бы и нет в высоком (целенаправленном!) понимании. И совсем другое дело описывает модель случайного блуждания. Тут есть, о чем задуматься. Некий эффект, описанный русским ученым Марковым. Был такой ученый во времена Царской России. Отсюда и название – Марковский процесс или Марковская цепь.
Модель случайного блуждания частицы – сплошная путаница шагов, двигается отрезочками, скачками. Любопытно, частица делает следующий шаг, не помня, какое движение она делала до этого. Каждое движение без памяти о предыдущем шаге. Как звучит! Значит, она движется совершенно случайным образом. Частица не имеет опыта в нашей модели, у нее нет истории. «Так мы считаем!» - говорят ученые. Ей ВСЕ РАВНО, куда идти, двигаться. В таком случае, равновероятны все направления движения.
Машина так не сможет, а человек сможет.
Манхэттенский пьяница
Пример с Марковским процессом имеет свое название – Манхэттенский пешеход-пьяница. Именно он двигается сообразно этой модели. В Манхэттене направления движения строго расчерчены: авеню и перпендикулярные им стриты (streets – улицы). Спросите направление движения у любого прохожего, он вам так и опишет, сколько кварталов на север, на запад, на восток.
Вопрос: что бывает с нами, когда мы забываем предыдущий шаг, предыдущий опыт? Манхеттенский пьяница не помнит, куда идет. Ему надо идти на Север – там его дом. Но он делает шаги на Восток, а, пройдя квартал, возвращается на Юг, поворачивает к дому и снова уходит в сторону – на Запад. Что его там ждет?
Именно так человек плывет по воле волн. Каких волн? Нам хочется думать, что мы повинуемся потоку жизни. Но именно так перемещаясь человек не делает выводов из прожитого и пережитого. Хорошо это или плохо? Трудно сказать. Он во власти случайности. Ее Величества Случайности. Хорошо, если он в глубине души верит, что не забыт Богом. Ведь случайная встреча может принести удачу, счастье, выигрыш. А если он, как наш манхеттенский пьяница так и не попадет на Север – символ цели? Он обессилит в пути. Или попадет в ситуацию со знаком минус – изобьют-изувечат. Замерзнет. Погибнет..
По воли волн хорошо плывется везунчикам. Они проплывают по жизни с улыбкой. Везунчики неисправимы. Они уверены, что за все в жизни получают по заслугам. Неудачники тоже любят это способ движения, но на лице их частенько гнездится уныние. Он-то плывет, а что делать? Ничего от него не зависит в его жизни. Обстоятельства сильнее. И первому, и второму удобно. Как же быть нам, что сгрудились посередине?
Пожелание простое: помнить предыдущий шаг. Появится осмысленность движения. Тогда начнется диалог с Судьбой. Что ж, не так плохо?
Ольга Макарова