Насколько вы реалистичны? Многим кажется, что о жесткости и жестокости мира лучше не думать, ведь нас постоянно убеждают в том, что нужно всячески поддерживать позитив. Приятные мысли, и только. Но мантры обновляются. Теперь приходится признать - такое мышление может быть вредно. Оно мешает рассмотреть и принять реалии жизни, а без их осознания невозможно извлечь полезный опыт. На консультации четырнадцатилетняя девочка признается: «Мне приходится улыбаться и говорить, что у меня все хорошо, но это не так». Она не хочет расстроить маму, понимая, что дети ДОЛЖНЫ быть довольны и счастливы. И дело не в благодарности. Ребенку или подростку важно понимать происходящее с ним самим. Если все «должно быть хорошо», а будет еще лучше, то почему он чувствует страх, тревогу, боль, отчаяние, беспомощность. О чем полезно помнить в суете дней, чтобы помочь нашим детям в их будущей самостоятельной жизни?
Социальный мозг
Мы почти привыкли к мысли, что генетика определяет многое в том, какие мы и наши дети. Гены решают все. Потом стали осознавать беременность, как важный этап формирования будущего человека, хотя иногда больше похоже на ожидание, хлопоты и череду странностей и неудобств для будущей мамы. А как относиться к тому, что способность мыслить социально помогает нам достигнуть самых разных высот? Больше того, мы вынуждены считаться со своим социальным началом. И как в таком случае быть и воспитывать детей?
Индивидуализм процветает в нашем мире, но полный индивидуализм – это утопия.
Социум становится частью нашей индивидуальности. Нам нужны другие люди. Те, кого мы любим, ценим уважаем. Но не менее важны для нас те, кто любит нас. Что произойдет с нами, если жизнь будет наполнена разнообразными и интересными делами, заменяя этим общение с другими людьми, ведь времени на все не может хватить? Особенно это касается детей, у которых хоркружок, кружок по фото, рисование, фехтование и далее по списку. Родители уверены, что воспитывают интересного и развитого человека. Отчасти это так и есть, не станем спорить. Но здесь важно провести черту, за которой игнорирование живого общения, игр со сверстниками усиливают чувство одиночеств, отрезая многие важные навыки.
Вы хорошо знаете реакцию детей на выключенные в наказание сотовые телефоны и табу на социальные сети. Взрыв эмоций, крики и слезы. В этот момент первое, что приходит в голову родителей: у него зависимость. Хотя здесь чаще табу на общение виртуальное, но не менее важное для самих детей и подростков. Что же касается зависимости, то стоит оговорить правила. Сколько он сидит за компьютером, в телефоне и пр. Но отобрать, значит, лишить принадлежности к сообществу, к тем, кто так важен для тебя. И это, понятно, рождает протест. Когда рушатся связи, сама собой нарастает паника не востребованности другими и одиночество.
Что же происходит? Основные социальные потребности появляются с самого рождения, чтобы обеспечить выживание. И процесс социального взаимодействия остается с нами на всю сознательную жизнь. И от того, что мы не признаем этого, не замечаем, наше выживание в сложноустроенном социуме среди самых разных людей деформируется, хромает, психологически осложняется. Потребности не реализуются, но и не исчезают, а наше поведение изменяется не в лучшую сторону. Описывая состояние маленького ребенка, психолог может описать качество его контакта с мамой. Он ничего не скажет, но в поведении заметны важные черты. А мама может быть отстранена, в депрессии, мама может быть занята множеством дел и раздражена на ребенка, даже агрессивна. Да, все это считывается в общении с малышом и укореняется в его характере. С возрастом количество связей увеличивается, они усложняются.
Мы от рождения заинтересованы в том, чтобы понимать происходящее в чужом сознании. И как же без практики? Вспомните хотя бы социальные успехи троечников, которые балбесничали на уроках, но много времени проводили на улице со сверстниками. Отказываясь от уроков в пользу друзей и общей компании. Они так и не стали образованными людьми, но лучше усвоили другие жизненные уроки. И довольно часто показывают прекрасную адаптивность.
Ребенок, лишенный важных социальных опытов, но заполненный пожеланиями и решениями родителей относительно его жизненного пространства и времени, ощущает себя ОСОБЕННЫМ. Его личность наделена стремлениями и внутренними качествами, которые и помогут достигать разных высот. Но здесь есть и другое: герметичная личность легко в будущем манипулируема и управляема извне.
С дурным влиянием и дурным окружением, со сложным общением в нашей жизни встретиться просто, а вот как с этим быть без необходимых навыков? Дружить, любить, общаться, взаимодействовать, противостоять и отстаивать свои интересы. Быть интересным и нужным. Другие нам нужны еще и для того, чтобы понять себя. Какой я? Чего хочу в этой жизни? Самые частые вопросы для современных и изолированных людей. Значит, возникают вопросы более детальные вместо общих «что было в садике» и «что было в школе, что получил»?
Мы окружены мнением о себе, считывая его невербальные проявления. Как в шуме мнений сохранить собственный внутренний голос? Нам важно слышать эти знаки, но также важно вовремя отстраниться и вернуться к самом себе, собственному ощущению истинности, пусть и интуитивному.
Получается, что нам важно различать в себе уникальное и общее. То, что нас отличает и сближает с другими. Лишь так мы способны оставаться адекватными в ситуациях и общении с другими людьми. Недостаток таких навыков легко компенсируется подменами, когда мы считаем собственными взглядами навязанные извне убеждения, ценности и модели поведения. Первый человек, способный услышать и объяснить ребенку те чувства, которыми он переполнен – мама. Реже папа, но это для детей постарше.
Вы замечали, как современные малыши рассуждают, насколько повзрослела их речь? Они впитывают свои «убеждения» извне. Они так легко цепляют и транслируют внушаемые и звучащие представления о жизни, как будто пришли к этим выводам самостоятельно. Мы улыбаемся, удивляемся, но в глубине души понимаем, что это ЗНАНИЕ без ОПЫТА.
Одни и те же отношения, в которых мы ощущали полноту и счастье могут опрокинуть наш мир в случае потери их? А жизнь покажется бессмысленной и пустой? Одни и те же нервные клетки вызывают и социальную боль, и боль физическую. Вот, почему мы тратим душевные силы, увеличивая наш положительный социальный опыт. Страдаем и ищем решения. И на тонком уровне понимаем: нам как воздух и пищу необходимо сохранить связь с окружением. А это означает лишь одно, малышам и подросткам важно помогать в приобретении социального опыта. Это их багаж, их богатство, без которого интеллект и другие навыки блекнут, не спасают от депрессии и одиночества.
Мы любим сериалы и ток-шоу как раз за ту самую информацию, как устроено восприятие и способ размышлений о важных вещах других людей. Признаюсь, мне было сложно воспринимать ДОМ-2. Но как хорошо, когда папы и мамы стали смотреть выпуски со своими подростками. Мы постигаем чужой разум, примеряя автоматически это к себе. Так позволим нашим детям поступать также доступными им способами. Не станем превращать то, что для них так важно – социальное общение в группе – в наказание, например? Либо лишение в педагогических целях?
Чем выше уровень социальности ваших детей, тем выше из способности раскрыть свой потенциал и быть успешными в жизни.
Ольга Макарова