Изменчивый мир

cei_5Поговорим об изменчивости? С уважением отношусь к Андрею Макаревичу, но одна строчка  из его песни неизменно царапает мне мозг, душу. Назовите как угодно. А именно: не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас. Так и вижу гордого героя песни, стоящего в бурю изменений, не пригибаясь, не отстраняясь, как вдруг нечто сносит ему гордую голову. И ага. Согласитесь, не хочется рисовать картинки, как Макаревич прогнул мир под себя? 

Если серьезно. Принимать изменения нам приходится всю жизнь. Более того, выживает по Дарвину не самый умный, а приспособленный к изменениям. Наиболее наглядно это нам показала пандемия COVID 19. Мы оторвались от привычных дел, от привычных развлечений и привычного образа жизни. Мы постигали изменчивый мир в реальном времени, масштабно и впечатляюще наглядно. Как извержение вулкана. Но вовлечена на этот раз была практически вся населенная планета. О социальном мозге мы немного поговорили, но пандемия продемонстрировала еще два урока. Способность людей объединять усилия, ресурсы, знания. И «удаленка», вошедшая в наш социальный обиход. Она стала тем приспособлением для компаний и их сотрудников. Вынужденным эскапизмом. Уединением.  Образом выживания и новым стилем. Напомним только, что сама по себе удаленная работа – не просто кратковременный выход, но технология. А любая технология  вызывает изменения там, где начинает работать, но позже и в социуме. cei_7

Например, пандемия ускорила цифровизацию. Нас вынесло одним ударом в изменившуюся реальность. Изменившийся мир в значительно мере  это цифровой мир. Виртуальная планета стала быстро заселяться. Значимость контактов в соцсетях и мессенджерах уже не вызывала сомнений. Мы общались, обменивались. Мы жили этим! Для меня фантастически прекрасным стала возможность посмотреть спектакли Королевской оперы и Королевского балета здесь, в любимом кресле в своей гостиной. Пять дней удивительных спектаклей исключительно благодаря доброй воле руководства театра для зрителей, лишенных возможности прийти в театр. Когда еще сходить в Королевский театр в Лондоне?  Вряд ли стоит перечислять множество других цифровых новация приятных и не очень. Ясно одно, этот год породил массовую цифровую культуру, как явление. Миллиарды людей перенесли свою жизнь в интернет. Активность социальных сетей зашкаливала. Мы решали там множество задач. Виртуальный шопинг и многое другое.

Выживали психологически и экономически те, кто сумел быстро приспособиться к необходимости в изоляции и перешел на «удаленку». Дистанционная работа, уверена, понравилась многим. Вот только она противоречит тем самым социальным нашим потребностям.  Нам нужны контакты. Явные, яркие, реальные. Вы соскучились по допандемийной жизни с ее нехитрыми радостями?  Театры и концерты, выставки, ресторанчики и кофейни.  Спортзал, йога и фитнес. Шопинг без опаски.

Мир меняется быстрее, чем мы думаем. И скорости изменений растут

Мы можем заметить, как сменяются профессии и некоторые отмирают. Меняются места работы и способы ее выполнения. Не быть в курсе перемен означает выпасть из хода времени.  Опасно ли это?

Разумеется, одномоментно человечество не способно отметить одним глазком происходящие перемены и отреагировать. Оно слишком для этого инертно. Эффективность влияния у трагедий, стресса и страха куда выше. Опасности выживания видны через эти фильтры.cei_3

Однако, в тени этого процесса приспособления и ответов на вызовы остается принятие и приспособление к новой реальности с ее возможностями. Иначе говоря, успех за теми, кто сумеет рассмотреть вызовы будущего и начнет работу с ними в настоящем. Этому стоит учиться самим, чтобы дети делали правильные выборы о своей будущности, образовании и т.д.  И учиться нужно постоянно. Стремительность изменений того требует, а обучение мы вполне можем рассматривать как способ адаптации. Ребенок трудно обучаем? Ему придется сложно.

Выбор все-таки ограничен

Достаточно сходить на тренинг личностного роста, чтобы в эмоциональной накачке ощутить состояние «море по колено»  - все могу! Мол, мы можем быть кем захотим и все возможности у нас в руках. Так ли это? Например, профессию выбирает подросток, выпускник университета или человек с опытом работы, но разочаровавшийся в профессии? Искать себя предлагается каждому из них. Но как же легко растеряться в состоянии практического выбора. Когда осознание твоих запросов и пожеланий встречаются с реальным предложением? Когда собственные способности проявляются в свете наших же сомнений.  Так приходит очевидное заключение: не на все у нас хватает способностей, и это нормально. В такие моменты важно понять, какие мои навыки и способности интересны другим людям. Понимание такого спроса способно сформулировать наше личное предложение. Заметим, здесь вполне реально рассматривать и те формирующиеся спросы, которые позволят вашему предложению стать успешным бизнесом.cei_6

Искать себя и перебирать рабочие места можно бесконечно.  Иногда признать реальность и остановиться пусть и не на идеальном, но подходящем варианте, удается с помощью психолога. Однако, вечных стажеров, знакомых со всем понемногу и толком ничего не умеющих, много. Реально взглянуть на несоответствие запросов и реальных способностей бывает болезненно, но целительно.

Свобода - это выбор

И в реальности такого выбора многие из нас убеждены. Невозможность увидеть выбор рождает в нас чувство утраченной свободы. Мы знакомы с чувством свободы воли. И как тогда быть с утверждениями, что все предопределено кем-то или чем-то, и все уже предрешено?  Подобные утверждения способны заразить пессимизмом и безразличием, на корню убить нашу активность. Зачем тогда дергаться, пытаться?

cei_8Когда юное создание задается вопросом об определении свободы, ему легко на ум приходит простое: свобода – это независимость. О том и думает подавляющее большинство подростков. Но независимости в мире нет. О чем мы, взрослые умалчиваем, чтобы не расстраивать их.  Мы множеством связей сплетены и соединены с окружающими людьми, вещами и событиями. Именно эти связи и придают смысл свободе воли каждого из нас. Само осознание необходимости снимает с нас тревогу, освобождает от тягот подчинения.  Мы, родители, способны породить во взрослеющих детях иллюзии. В таком случае, хорошо бы помнить, насколько болезненным окажется разрушение этих иллюзий. Да, мы не обманываем – мы приукрашиваем, да и сами хотим в это верить. В жизни есть место творчеству, пробам, надеждам, наконец, но игнорирование принципа реальности все чаще порождает невротиков. И начало таких установок в семье.

Знания, вот необходимое условие свободы для кого-то. Но и этого не достаточно.  Как применить знания? Сделать выбор! Наверное, потому мы сталкиваемся с людьми, обремененными самыми разными наборами знаний, но не способными делать даже простые выборы на каждый день. Они как бы знают все для всех, но ничего не способны выбрать для себя. Научите этому вашего ребенка с самого детства, и он быстрее адаптируется, научится принимать решения. А главное – жить с этими выборами и решениями. Как иначе, если сам решил?

Если начинать с головы,  то наши выборы выглядят и вовсе автоматическими. Так  работает наш мозг и об этом нам твердят исследователи. Наш мозг принимает решение еще до того, как мы его осознаем собственным выбором. Интересно, где при этом мы, а где наш мозг?

Давление социума на человека самыми разными способами велико. Через информационные каналы – очевидно. Так навязываются ценности, уже отобранная информация для дальнейших 

cei_10

выборов, желаний.  Рождается ощущение, что жизнь слишком предопределена, чтобы наши желания и видения в ней как-то реализовывались.  Значит, мы растворяемся, утрачивая и свободу воли и выбор?
Каждый может решить именно так, но может решить иначе. Человек  - открытая  система. Он способен непрерывно изменяться, взаимодействуя с миром. Его представления о мире меняются. Способен прогрессировать,  но и регрессировать.   Совершая довольно обыденные действия, мы делаем мелкие и каждодневные выборы, действия. Что выбираем, а чего выбрать не можем?  Да, выбрать ситуацию, в которой находиться, мы не можем, но мы выбираем себя в этой ситуации – точно. И сама ситуация, в которой мы оказались зачастую становится результатом наших предыдущих выборов. Их было много или мало, но  они сработали.  Осознание выбора неизбежно влияет на последующий выбор. При этом меняется внутреннее состояние человека. Лишь в этот момент нам дано ощутить свободу воли.    

И что нам та свобода воли? Абстракция, лишенная  практического смысла?  Реальная свобода содержит другое базовое понятие – ответственность. Увязанные между собой свобода и ответственность рождают логику социальных отношений. И это важно на простых примерах показать детям. Если то, значит так.  Научить принятию на себя ответственности за свой поступок. Хотите, чтобы ваш ребенок познал чувство свободы? Помогите ему обрести собственную ответственность за конкретные шаги и принятые решения. Его решения. Вы отказываете ему в свободе, когда снимаете с него ответственность. Либо принимаете решения ЗА него по праву опыта и старшенства. Это бывает необходимо иногда. Но происходит на каждом шагу. Только присмотритесь.

 Я не знаю, куда иду по жизни

cei_12Повторяющаяся история. Звучит музыка, мелькают картинки действительности, но в голове бесконечно роятся мысли. Ощущение тупика. Бессмысленность настоящего и пугающая туманность будущего. Кто я? Куда двигаться? Ничего не получается, не радует. Мысли привычно ходят по кругу, но решение так и не приходит. Что делать-то? И тут приходит злость, начинаются поиски виноватого. В такие моменты очень хочется кого-то обвинить. Поиски  виновного обычно проходят удачно, но не приносят устойчивого облегчения.  В этой точке пространства в ряде случаев возникает психолог. И разговор принимает неприятный поворот. Не сразу, конечно, но все же. Вопрос-гвоздь: виноваты ли мы в том, что с нами происходит?   Мы поступаем, выбираем, действуем в собственной жизни. Впускаем в свою жизнь не те, идет не туда, поступаем не так. Но как бывает тяжело признать, что это ТВОЙ выбор. Отчасти это происходит потому, что о выборе мы и не думаем, ошибка в свое время казалась единственным разумным вариантом. Желанным. К чему лишние рефлексии?   Наши проблемы и многие трудности живут в нашей голове. Тогда почему так сложно прийти к осознанию и быть самостоятельным? Надеяться на то, что кто-то научит выбору наилучшего для тебя  - напрасное дело.

Созреть до понимания, значит, созреть до правильного выбора в личной жизни,  в профессии и т.д. Просто готовность к чему-либо рождается в нашей голове и осознается как выбор, который делаешь именно ты. Незрелость подсказывает легкий способ, воспользоваться  опытом и выборами других.  Тогда и винить можно их, но не себя.

Взрослая жизнь кажется подростку или юноше как пора достижений мечты в любом измерении и на любой вкус. Со временем придет понимание, что гораздо важнее полюбить жизнь и людей, не жаловаться на трудности, найти свое и своих, принять себя   - это дорогого стоит.  И развитый социальный мозг дает нам такую возможность. Хотя мы и не думаем о том, что же такое социальный мозг, навыки социальной жизни. Зачем? Это определения, а они не всегда нужны. Но для родителей тут много вопросов и поиски ответов, чтобы привести во взрослую жизнь своих детей и не вызвать депрессию, разочарования и страх.

Взять свою жизнь в свои руки. Выбрать путь, по которому пройти по жизни. Подобные фразы звучат энергично, даже пафосно. Понятно, ведь легче думать, что твоя жизнь может рассматриваться как бы отдельно.  И в этой отдельной жизни можно добиться высот. Комплекс победителя вызывает фрустрации. Мы снова возвращаемся из крайностей к принципу реальности  в отдельно взятой голове.

Вы хотите, чтобы ваш сын стал командиром, значит, ему придется сначала научиться подчиняться. Вы готовите сына или дочь к конкуренции значит,  им важно помнить, что всегда есть кто-то лучше. Уже в следующем конкурсе на следующий день, и к этому стоит готовиться. Чего бы мы не добились, подвижность прогресса во времени постепенно сдвигает фаворитов. Так стоит ли включаться в гонку со всем миром, изматывая себя перфекционизмом, съедая радость от бытия?  Единственный человек, лучше которого вам нужно быть сегодня, — тот, кем вы были вчера. Мы так много смотрели по сторонам пока росли и набирались уму-разуму, что перестали замечать свои уникальные изменения. Более ценные, заметим, ведь,  это они сводят воедино свободу выбора, развитие и целостность нашей личности.


Ольга Макарова