Поездка в Эз Вилляж

EZE.  С французским колоритом.

IMG_1935Сначала все было туристически муторно.. Мы вышли от нашей виа Гамбетта по направлению к площади Массена, потом еще дальше к вокзалу.. Выяснилось, что наш автобус там не останавливается. Еще дальше к площади Гарибальди. И еще немного .. к улочке Катерины. Стоп. Стоим на пятачке с гурьбой таких же ожидающих автобуса. Рядом колотится и грохочет машина, огороженная сеткой, что не спасало от шума. С утра было облачно, но солнце настойчиво пробивалось и уже парило.

Нам нужен 82-й, а приходят разные, но не те. Что ж туристическая досада — присущее чувство пилигрими.  Автобус пришел, пусть и 112, но в ту самую деревушку Эз.  Вот с этого момента все как-то сгладилось и наладилось. Автобус минут двадцать петлял по узким улочкам, покидая центр города,  забираясь вверх, вот уже и вся Ницца с бухтой как на ладони, яхты и круизные лайнеры внизу.  

Эз Виллаж – это между Ниццей и Монако. Странное название? Предполагается, что этот муравейник был построен сарацинами на месте древнего оппидума лигуров. Хотя еще раньше здесь побывали финикийцы и построили алтарь богине Изис…Отсюда и название.

Эз выстроена в самой сердцевине скал, на высоте в 420 метров над уровнем моря.  Поселение старинное, средневековая крепость для защиты местных жителей от атак пиратов, нападавших на побережье в VI веке.

Первое, что отмечаешь сразу — другой воздух. Мы совсем немного поднялись  в горы, но появилась чудесная прохлада и легкость дыхания.  Два  шага и ты начинаешь подниматься по средневековой мощеной  тропе, с каменными ступенями. Крепость? Да, в 16 веке она была взята.. Кем-кем?  Еще немного и ты в средневековье.  В лабиринте каменных арок, переходов, наполненных прохладой, цветами. Устали ли вы от коробок и архитектурных прямоугольников? Тогда вам сюда. Бальзам для измученной души современной бездарной архитектурой. Наш глаз  безмерно устает от зрелища зданий БЕЗ архитектурных излишеств, а здесь он жадно ловит наслоения мельчайших переходов.  Затеряйтесь, закутайтесь  в глубоких веках, когда люди умели выстроить на скале муравейник на последующие века манящий своим приютством, соразмерностью человеческому росту и  пониманию жизни. Камень чист и вечен, жасмин и питуньи здесь цветут так осыпно, что им не нужно задавать вопроса «А хорошо ли вам здесь?».  Плющи обвивают старые стены рядом с агавами и кактусами.

В часовне Белых Кающихся Грешников есть необычное деревянное изображение Христа 1258 года. Под ним надпись: «такой как ты сейчас я был, таким, какой я сейчас, ты будешь».. Великолепный Экзотический сад (Jardin exotique)..  горный парк (Parc de la Grande Corniche).. И поразительные виды на море..

Каменный лабиринт сохраняет прохладу,  то и дело открываются маленькие площадочки, переходы, старинные двери и маленькие оконца. Зрелище подобное калейдоскопу, который с восторгом поворачивали еще в детстве, когда из стеклышек складывались  красивые узоры — здесь же наслаиваются средневековые картинки, переходя одна в другую. Помнится я разбила свой калейдоскоп, чтобы найти там внутри эти самые разноцветные розетки и снежинки, но нашла лишь груду стеклышек.

Здесь хочется бродить, заглядывая в уголки, обустроенные за века цветами, фонтанчиками, надежными породами дерева, грубой ковки металлом для ручек, решеток и поручней. А углублениях вы найдете ресторанчики,  трактиры на открытом воздухе в переходах, кафе на террасах с видом на море с внушительной высоты и такой же панорамой вдаль, к горизонту. Время к обеду, поэтому лабиринт заполняется запахами пиццы и томата, жареного мяса, конечное же кофе.. Средневековье издавало ничтожно мало звуков по сравнению с нашими временами. Эта тишина здесь благоговейно сохраняется, как атрибут времени, потребность души. В этой тишине хочется остаться наедине с самим собой, поверить, что эти камни защитят тебя от непогоды и других напастей. Сразу хочется думать, писать, рисовать. Это одиночество продуктивно, вниз, к цивилизации машин возвращаться не спешишь, медлишь, застреваешь у молчаливого камня, обвитого благодарным жасмином за ту же надежность и прохладу. 

Конечно, теперь этот лабиринт заполнен арт-магазинчиками,  в которых дизайнерские украшения, одежда, живопись — туристический товар. Но не такой уж привычный ширпотреб. Чуть больше претензии на ручную работу, имя художника и его же фантазию. И в это стоит вглядываться, прицениваться, примерять к себе и своей жизни.  

IMG_1940В лабиринте виляж Эз расположился отель пять звезд (большой респект для взыскательных французов, где и три звезды хороши).  Ему принадлежат террасы  с фонтанчиками, каменными скульптурами животных. А еще оливой 1200 лет от роду и другим деревом, от которого остался один лишь пень, но есть еще веточки — ему 2000 лет!  Пять звезд этому отелю можно дать за прозрачность воздуха, тишину и чудесную перспективу на зеленые горы Прованса, на спокойную гладь моря. Чуть ниже у выхода тропа Ницше, здесь он мысленно говорил с Заратустрой.  Тропа ведет вниз к самому берегу с нелегким подъемом вверх, как и писания Ницше, его протест, мучения и сомнения. Ницше любил Эз и даже написал здесь последнюю часть «Так говорил Заратустра». Было ему  тогда 39 лет. В своих прогулках в таком чудном месте пребывал он в состоянии полного одиночества, как пишут его биографы, но его опус произвел на меня тяжелое впечатление. Эз тут не причем. Все гораздо прозаичнее.  
Его книги не расходились, он поссорился с Вагнером и только что получил вежливый отказ от Лу Саломе, любовницы Фрейда, которой он предложил выйти за него замуж на следующий день после знакомства…

Вместо эпилога.

Из средневекового города или вилляж можно выйти, как из городка в табакерке. Всегда есть ворота, точка последнего отсчета. Выйти, как из чудесной комнаты твоих иллюзий, ассоциаций и миражей.

А в двух шагах у выхода располагается Лаборатория духов Фрагонар. Франция знаменита своим парфюмом. Это уже легенда. Неподалеку Грасс.. Но как можно было пройти мимо? Я и не прошла. 

До того, как я пересекла порог Мира Фрагонар, мне вспомнилась наша поездка с семинаром на Сахалин во времена работы в ИРПе (Институте развития прессы). Встречала нас Лина Аверичева –  душа всех сахалинских журналистов. Вот тогда меня поразил запах ее духов. После комплимента Лина назвала композицию  - Фрагонар.

Признаюсь, я не изучала технологии производства, настаивания, анфлеража. Я сама работала «носом» и наслаждалась, выбирая  ароматы Франции, которые увезу в далекую Россию.

Я узнала все-таки композицию духов Fragonard: бергамот, гальбан, жасмин, лилия, жимолость, гиацинт, мускус, амбра, сандал.

Погрузив свой нос, я сразу выбрала запах целого калейдоскопа цветов. Название говорит само за себя – Марш цветов. Это показалось мало, потому что я встретила Soleil из последовательности ароматов жасмина, глицинии, фрезии, лилии, розы, сирени, почек черной смородины, цветов апельсинового дерева, сандала.  Все ароматы описать не в силах. Дурман, видения и легкая эйфория.

Когда дверь Лаборатории за мной закрылась в сумочке лежали несколько коробочек моих французских пленников. . с Лазурного берега Франции.

С вами Ольга Макарова.