Американский диплом - путевка в жизнь? Или причуда? Часть 1

Нью-Йоркский университет не входит в «айве лигу» Америки, но именно ЭнВайЮ избрал своей генеральной линией прием иностранных студентов. Что важно!  Он принимает иностранных студентов больше, чем любое другое учебное заведение США. Если учесть, что с нашим аттестатом поступать в американский университет рано  - нужно дорасти до 2 курса, как минимум. А значит, самое время подумать и о такой перспективе.

Среди небоскребов Манхеттена есть одно открытое место – Вашингтон сквер. Вот здесь, в самом начале Пятой авеню расположен центр ЭнВайЮ. На многих зданиях развеваются узнаваемые синие флаги.  И это при цене на недвижимость в $4.000 за квадратный метр? Все просто. Когда-то здесь был район фабрик. Посчитали, бессмысленно  здания разрушать, под квартиры перестраивать – невыгодно. Со временем район облюбовала богема: писатели, артисты, музыканты, интеллектуалы. Университеты тоже предпочитают дешевые места. Чуть дальше, на границе с Гарлемом, знаменитый Колумбийский университет, Сити университет – это уже Гарлем.

ЭнВайЮ основан в 1831 году. Частный университет создали три бизнесмена в пику консервативной «Коламбии» для первых 108 студентов. Здесь был изобретен авторский телетайп Морзе, Сэмюэль Кольт создал свой шестизарядный кольт, Джон Драппер  громко заявил о себе первыми фото портретами.  Сегодня 40.000 его студентов обучаются в 14 школах и колледжах (аналог наших ВУЗов).  По данным на 1 февраля 2006 года получено 35.073  заявлений от новичков осени 2006 учебного года. Уже 1 апреля 4.150 юношей и девушек получат извещение о предложении пройти обучение в ЭнВайЮ.  По разным данным в Нью-Йоркском университете около 4000 русскоговорящих студентов. Много это или мало?  Меньше, чем студентов из азиатских стран.  Для сравнения, Китай посылает на учебу в Соединенные Штаты больше студентов, чем какая-либо другая страна - около шестидесяти тысяч.  Сразу за Китаем следует Индия - почти 55 тысяч студентов. Впервые эта страна обогнала Японию. Иностранные студенты приносят экономике США более 11 миллиардов долларов в год.

Так ли уж оно обязательно, это высшее образование?

Миф о том, что образование увеличивает заработок,  все чаще опровергается как в Америке, так и в России. Подростки, у которых проявился талант к освоению компьютеров, к 22 годам становятся мультимиллионерами. Примеров так много, что поток выпускников школ, идущих в университеты заметно похудел. Нынешний мэр Нью-Йорка Блумберг – успешный и богатый человек с зарплатой мэра в символический $1 - еще один пример «селфмейд» без образования.  Кроме того, многие американцы зарабатывают гораздо больше выпускников колледжей, просто пройдя обучение на курсах. Так что дает диплом?

Правило первое:  диплом не обеспечивает работу, т.е. вообще. Берут за способность делать ту или иную работу, а это комплексное решение. Понятно, есть области, в которых без диплома просто тяжело конкурировать: медицина, юриспруденция. Особенно, если в конкурсе участвуют от 100 до 500 заявления на одно место. Но выпускники бизнес-школ уже не стремятся на получение Ph.D, получают «мастера» и идут на Уолл стрит  деньги зарабатывать.

Стоимость образования такова, что получать диплом ради корочек  - утеха очень состоятельных людей. Хотя такие тоже есть.

Но  в чем похожи и российские, и американские родители, так это в том, что представив своих чад торгующими на улице в ларьках или в макдональдсах, они готовы на все -  лишь бы дать детям высшее образование.

Интеллектуальное пиршество.

В чем Америке не откажешь, так в богатстве выбора, что лишь усложняет задачу. 2400 университетов – огромный выбор. Причем, стоимость высшего образования в Америке, в последние 10 лет, растет на 5 процентов в год. То есть, опережая американскую инфляцию вдвое.  В наиболее дорогих частных колледжах и университетах страны год учебы стоит до $35.000. Оговоримся, американская система отличается от российской. То, что мы привычно называем университетом , здесь комплектуется из колледжей и школ.

Мы уже упоминали университеты благородной «айве лиг» или «ивовой лиги». В списке первых Гарвард, Йель, Принстон, Колумбия, Стенфорд, Массачусетский технологический институт.  В таких дорогих учебных заведениях обучается 10 процентов от общего числа студентов.  За что платят? Не за рейтинг, а за престиж, который, в будущем откроет много дверей. Хотя в обычном среднем колледже и университете образование стоит в среднем  - $20 000. В государственных учебных заведениях надо платить от $10 до $15 тысяч.

Правило второе: если университет не относится к «ивовой лиге» нужно внимательно смотреть, чем он силен. Так, например, ЭнВайЮ, разместившись на 30 месте рейтинга силен математической подготовкой (институт Куранта), юридической школой, бизнес-школой (Стерн). Признанно очень высок уровень подготовки в области кино.

Три года базового курса, три года по программе Мастер, затем Ph.D. и диссертационных три года. Кстати, студенты, изучающие физику и математику  по мастерской программе, еще и стипендию получают: $1600 - $1700. Бизнес, юриспруденция и медицина обходится в  $30-40 тысяч в год. Итого где-то $150.000. Нью-Йорк отличается дороговизной. Обычно студенты снимают жилье вдвоем и платят по $500 в месяц за комнату. На жизнь им вполне хватает $30 в день. Учебники покупают сами.  Так принято.

Правило третье. Говорить об американской системе образования, отталкиваясь от наших понятий сложно, т.к. и системы в привычном для нас виде не существует. Нет понятия типовых учебных планов.  Программы мастерской подготовки по одной специальности в разных университетах варьируется по продолжительности от 1 до 3 лет. Различны формы обучения, содержание курсов, возможности практики. Эти требования, как правило, определяются непосредственно самими университетами под присмотром аккредитующего агентства.

В начале каждого курса студент получает от преподавателя программу с описанием курса, подробным расписанием, индивидуальными консультациями и критериями оценивания. Итоговый экзамен (final examination) по курсу обычно составляет не более 50 % от общей оценки. Итог складывается из промежуточного экзамена, зачетной письменной работы, активного участие в обсуждениях.  Студентам приходится больше работать самостоятельно, всячески активничая во время групповых занятий. 

С прагматической точки зрения ситуация такова, что университеты сами себе назначают цену, и всегда находятся покупатели, которые согласны ее платить. Американские университеты дорогие, но отличаются сильной экспериментальной базой. А потому изучать здесь нужно те науки, в которых это просто необходимо.

Эксперты указывают несколько причин роста цен на образование.  В частности, конкуренция среди университетов требует постоянных вложений. Они ремонтируют здания и спортивные комплексы, поддерживают в порядке парки, улучшают общежития и буфеты. Постоянно обновляют компьютерные системы университета. Все это очень дорого.  А вот зачем они это делают?

Данайцы дары приносящие.

Данайцы в нашем случае – студенты. А теперь о коренном отличии американских университетов, особенно частных, от их российских собратьев.

Критериев оценки качества университетов много, но в основе финансовый рейтинг. Сколько у университета денег. Частные университеты не получают финансирования  от штата или города, они живут за счет подарков «donation» от своих выпускников. Представьте себе ситуацию с таким «финансовым потоком»: пока студент выучится, разбогатеет и вспомнит о своей Альма-матер.  Тем не менее это так. Мешки с деньгами приносить не принято.  Это, как правило, либо здания в подарок, либо деньги, положенные на счет в банке. Большие подарки от бывших учеников оглашаются на сайтах, в мемориальных табличках и надписях на зданиях.

Университетом руководит Совет из 10-15 финансистов. Эти  люди занимают видное положение в финансовом мире, они определяют общую политику. У них большие властные полномочия.  Их задача так управлять устойчивым фондом  университета, чтобы на проценты можно было вести текущую деятельность. Речь идет об операциях на финансовом рынке в широком спектре. Таким образом, частные университеты в Америке тесно связаны с финансовыми группами. В развитии того или иного университет заложена бизнес-схема. Потому и нужен компетентный Совет для наращивания и приумножения капитала. Университет живет многолетним накоплением средств, практически не расходуя основной пул «donation». Эн ВайЮ перевалил отметку в $1 млрд. Гарвард в $30 млрд.

При этом, университет не оплачивает научные исследования. Профессора получают свою зарплату за обучение, т.е. лекции. Профессор ведет обязательных две лекции в неделю по два часа.  На развитие науки они добывают деньги сами, через гранты. Что требует времени, энергии, талантов, связей и удачи. Поэтому в частных университетах профессор - достаточно независимая единица, многое определяющая. Кроме того, только университеты имеют постоянную работу. Человека практически нельзя уволить, что в американских условиях большая роскошь. И относится ко всей системе образования. Это высоко ценится, хотя и зарплата меньше в сравнении с бизнес-сектором. Профессорская позиция –  это пожизненная рента. Получение официального титула ветерана (tenure) и вовсе гарантирует пожизненный пост.

А теперь попытаемся ответить на риторический вопрос: как должны относиться к студентам в американских частных университетах?  Ответ простой. Чтобы спустя много лет у него осталась признательность людям, давшим ему ключик к успеху.   И желание щедро одарить Альма матер.  

(Продолжение следует. Во второй части: о конкурсе документов; как снизить оплату иностранным студентам? Как пройти собеседование?)

Ольга Макарова

(Нью-Йорк)