Как познание превратить в рутину?

magina_12К концу учебного года мне хочется спросить мам школьников младших и средних классов: «Вы устали от уроков»? И если ваш ответ: «Да!!! Сил больше нет», значит, время для разговора мы выбрали правильно.  Почему не подключаем мам и пап подростков постарше? Там тревог и проблем не меньше. Потеря интереса к учебе, репетиторы, причитания и уговоры, апатия и глухота, истерики с обеих сторон и страх будущего. По опыту знаю, что старшеклассники уже ушли в астрал, научились отбирать игровую клавиатуру у матери силой, использовать телефон и другие гаджеты в списывании. Врать, прогуливать. Вобщем, на войне как на войне, и они уже кое-что знают об обороне. Обороне от чего?  Кто нападает?

Итак, эмоциональный интеллект наоборот. Напомню, мы уже начинали разговор об эмоциональном интеллекте, его еще любят рассматривать в концепции социального интеллекта. Такая модная тема: как мы обращаемся с самим собой, с нашими взаимоотношениями. Ну, и исключительно завлекательное в том, что развитый эмоциональный интеллект часто фигурирует в книжках об эффективном лидерстве.  Кому из родителей не хотелось бы, чтобы в сыне или дочери они отмечали самосознание, самоконтроль, эмпатию  и хорошие навыки в коммуникации с другими людьми. Ведь в этом залог успеха в личной жизни, в карьере, в будущем?avat-10 

Как бы хорошо продолжить разговор об ЭИ, но перед глазами стоит худой, чуть ссутулившийся мальчик, ученик третьего класса. Его уставшие глаза и надежда, что ему помогут, ведь он играет и побеждает в турнирах по шахматам, но переживает из-за важной годовой контрольной и очень устает от приготовления уроков под контролем мамы и папы поочередно по пять часов до позднего вечера. Он – тупой?! В шахматы играть и выигрывать – умный, а уроки сделать – тупой?! Злонамеренно ленивый, неорганизованный? Нет, тут что-то не так. Почему современные родители не могут оторвать тревожного взгляда от школьных уроков?

Нам впору начать разговор об эмоциональном интеллекте наоборот. Когда  и как это происходит?  И что мы для этого делаем. Как при нашем попустительстве, невнимании или активном участии  происходит выключение мозга в самом важном, для чего он и создан таким уникальным – в обучении и познании мира. Как «помогаем» в блокирование эмоций и  торможении интеллекта, когда за редкими исключениями преподаватели в голос кричат о деградации при видимом благополучии и упакованности гаджетами. Когда крики и окрики, как ограничение свободы – это стиль общения. Запреты – признак эффективных воспитательных решений. Гаджеты заменяют книги и саму жизнь.

avat-12Мне представляется, что портал Владмама – лучшая площадка в стране для обсуждения этой темы в формате вебинаров, дискуссий, чатов. Так как ни родитель, ни учитель, ни тем более ученик в одиночку изменить ситуацию не в силах. Заметьте, каждый из них может поделиться ощущением заложника.  Да, говорится и пишется много, согласна. Изменение не означает улучшение – да. Поэтому постараюсь почти тезисно изложить свою позицию и свой опыт. И начать предлагаю с приготовления уроков. Ерунда, не тот масштаб? Уверяю вас - камень преткновения. Практически все маленькие россияне проходят методические жернова приготовления уроков с родителями с благословения первых учителей. Там закладывается то, что потом мы назовем утратой интереса к учебе, низкой мотивацией, необучаемостью и недостатком ответственности.

Призываю ваши эмоционально-интеллектуальные силы к разговору. А ЭИ свойственна эмпатия, т.е. осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого... вашего ребенка, например. Вы помните свой первый день в школе? Правило родителя: вспомни себя. Ты делал уроки? Любил учиться? Часто списывал? Учился на пятерки одни? Уровень интеллекта, да и эмоционального в том числе относится к биологическим предпосылкам, гарантией того, что это может быть у ваших детей.

О себе. Хорошо помню первое 1 сентября, мама лежала в больнице. Соседка помогла выгладить фартук и пришить белый воротничок и манжеты, а папа ушел с важной работы, всучил мне букет подрагивающих астр и отвел на линейку. Минут через десять он ушел. Самое страшное произошло, когда все отряды учеников после звонка ринулись в школьные коридоры. Десятиклассники были огромного роста! Полное ощущение, что тебя затопчут. И страх отстать в толкотне, ведь своего класса ты уже не найдешь.   Но с этого дня, оставшись одна, я поняла, что учеба – мое дело. Родители мне не мешали.avat-17

Знаю, что современным детям родители помогают усвоить дорогу к школе и обратно. Потом они помогают собрать портфель, найти колготки, сделать уроки. Прокладывание СВОЕГО ПУТИ в новую реальность оборачивается  частым употреблением МЫ… учимся, мы делаем уроки, мы написали контрольную. Когда это заканчивается? Употребленное «мы закончили четверть» мамой 16-летнего парня указывает на то, что не заканчивается. Держитесь на грани: если он мало-мальски может это сделать – пусть делает. Коряво, медленнее, но делает САМ. Ваша скорость в завязывании шнурков или вырезании кружочков оплачена вашими годами тренировок. Поэтому постарайтесь сдержать раздражение? Он учится!

Стрессы можем просто плюсовать – просто складывать. Стресс нового места, новые дети, учительница. Родители сочувствуют, подключаются с пониманием. Значит, уроки делать за него? Сначала с ним, конечно.

avat-16Обучение  - сложный процесс, но такой важный и даже увлекательный процесс. Каждый новый навык, новое знание требует образования в мозге особых синаптических связей. Новых связей. Если хотите, это рост качества мозга, его возможностей.  Хотите почувствовать, как рождаются новые связи – начните изучать последние исследования в истории Древнего мира или Микробиологию, Сопромат сегодня и сейчас. Мозг даст вам знать о напряжении, о стиснутых висках и торможении, которым он обычно спасается при излишнем напряжении.   Да, наш мозг заточен цивилизационно на решение сложных задач, но длительное напряжение не любит. И счет времени напряжения у каждого возраста свой. У детей он не идет на часы – на минуты. Тогда как быть с затяжными уроками после школьного дня?  

В первом классе нельзя задавать домашние задания, нельзя ставить оценки и учителя об этом хорошо знают. Но почти все учителя задают, потому что «без закрепления нет знаний». Отлично помню это закрепление в своем детстве с ключом на шее. Сапоги снимались в прихожей, но пальто снять было некогда. Не очень-то удобно, скажу вам, достать математику и русский с тетрадями и в расстегнутом пальто за 30 минут решить примеры и написать крючки с палочками, а потом и целое упражнение. Читать я умела, так что смело могла бежать во двор – гулять.

avat-8Когда мамы считают уроки чада делом чести семьи, происходит иначе. Родители сидят до обморока с уроками: они конкурируют с другими родителями. Они боятся упустить ребенка, мол, отстанет – не догонит. Они слушают учительницу, которая активно вовлекает их в процесс обучения как раз через эти домашние задания. И тогда, как мне пишет учительница с большим стажем: «У нас есть такие родители, которые сами за детей пишут в тетрадях, желая помочь детям. Хотя родители не должны лишать ребенка самостоятельности. Интернет вместо помощника становится врагом образования, родители ищут в интернете ответы для своих детей, создают проекты, рисуют стенгазеты». И это уже в 5-9 классах.  

Мозг плохо работает в состоянии стресса.  Во многих семьях дети попадают в ситуацию отчуждения, а ведь мозгу и без того не так легко устанавливать новые связи – учить себя новому. Ситуация отчуждения в том, что родители стали похожи на учительницу – им теперь нужны только уроки и успехи. Так говорят ваши дети. Домашнее задание. Оно для чего?  Учитель перекладывает на родителей свою работу, а родители – неважные учителя. Решить сами могут, а объяснить – нет. Папы ругают учебники, мам ы в ужасе, что скоро не смогут делать уроки. Тогда «идиот», тупица и кретин. Результат: отвращение к учебе, к школе, к обучению. Мозг сопротивляется, блокирует работу. А ребенок ощущает себя в бессильном одиночестве. Он рискует утратить благосклонность папы и мамы.

Вывод прост. Пусть делают – я так не смогу! Они боятся, что я приду с небрежной записью, не сделаю, забуду. И вот он ждет их до вечера, говорит, что не смог..avat-14

Учитель задает много. Что это значит? Это значит, что родителям делегирована роль учителя-подмастерья. С криками и методической слабостью. Неважно! «Пусть занимаются своими детьми».  И вот он уже не слушает на уроке – ему и дома хватает уроков.  Все. Круг замкнулся. Теперь учеба нужна маме, а в школе я просто стараюсь отдохнуть. Посмотреть в окно, поиграть. Давайте избегать путаницы и непрофессионализма. Воспитание ваших детей – ваша, родительская, миссия, семейная. Не передавайте ее никому. Обучение – профессиональная миссия учителя в сотрудничестве с учеником.

В нашей семье пяти поколений ученых и учителей основная задача первых классов больше века звучала так: уже в первых классах начально школы НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. ДАТЬ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ГРАМОТНОСТИ и СЧЕТА. ВОЙТИ В ДИАЛОГ с ЛИЧНОСТЬЮ УЧЕНИКА, чтобы вызвать ИНТЕРЕС к учению.

Учительница может быть непонятна более, чем непонятлив ученик?  Может, особенно в старших классах. Ученики не понимают учителя. Что это? Вашему ребенку предстоит научиться СЛЫШАТЬ учителя, еще важнее приспособиться к его требованиям. Поверьте, это состоит из мелочей и предпочтений, но именно эти навыки делают отличника отличником и напрямую связаны с эмоциональным интеллектом. Это такой социальный навык, когда отличник умеет подстроиться к требованиям учителя. Что он требует? Что любит? Наша учитель биологии больше всего любила красиво оформленную тетрадь с наклейками и яркими подчеркиваниями. Она видела в этом прилежность и легко ставила «5», а правильные устные ответы оставляли ее равнодушной.

А если контакта нет? Родители боятся думать на эту тему, т.к. ставки на учителя начальной школы слишком высоки -  не так легко записать ребенка, а если придется менять класс, школу. Лучше не думать об этом.

avat-3И вот снова слова учителя с большим опытом: «Начиная со второго класса ребенок должен легко справляться с уроками. Если этого не происходит, то виноват учитель. Нельзя задавать то, с чем дети не справятся»! Получается, что современные родители забыли, в чем смысл домашних заданий. Это не вторая школа, это закрепление полученного знания, навыка. Или все-таки об этом забыли учителя?

Что значит «научить учиться» в первые годы ученичества? Да, изучение любого предмета  - это не набор абстракций и текстов, правил. Любой предмет требует систематизации, последовательности, а для этого нужен инструментарий.  Это навыки, без которых можно и не приступать. Умение читать и работать с текстом. Вычленять правило и воспринимать аргументацию. Инструменты – это пересказ, конспект, запоминание правил и другие техники. Умение представить задачу, ситуацию с подключением  образного мышления. Увы, если вы «просто» прочитали текст, вам даже кажется, что все в нем понятно – воспроизвести его вы не сумеете. Ответить на вопросы, использовать в решении задач – тем более. И в этом главная заслуга учителя.

Хорошо, когда родители дают возможность ребенку самому нести ответственность за результат и отвечают исключительно на поставленные чадом вопросы. Да, многие помогают детям, но помощь бывает ослабляющей. И об этом стоит помнить.

Помогать, когда об это ребенок попросил – важно. Но ответственность за результат и процесс на нем. Я могу выбрать время для уроков. Могу сесть, хотя столько всего отвлекающего вокруг. Разложить тетради и учебники. Умею вести дневник и читать задания. Многое могу уже к третьей четверти первого класса.

Право на ошибку – это часть обучения. Кто сказал, что должно быть на пять. Должно ВСЕ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО. Такое требование опрокидывает суть учения. Кто кроме вас поможет детям получить замечательные жизненные опыты, поможет раскрыть их интерес в обучении. Сохранить жизнь и здоровье детей, поддержать их интерес – вот, в чем забота родителей. И крепко думать о том, насколько соизмеримы нагрузки и требования. Ваша задача -  оставаться на стороне ребенка, рассматривая весь процесс обучения.  

Адекватность и ответ требованиям у каждого индивидуума свой. И это аксиома. Не все способны учиться в академическом и систематизированном смысле. Мы не будем говорить о стандарте. Но результат не впечатляет: практически все с высшим образованием и не знают при этом самых азов наук и самых элементарных вещей.avat-11

Мы говорили о начальной школе, в средних классах с 5 по 9 дети уже без помощи родителей находят возможности получить хорошие отметки. Например, на диктанте в интернете с телефона списывают текст. И над всей сетью школ висит фантом ВПР всероссийских проверочных работ. Объединяющее начало и для учителей, и для учеников и их родителей – страх неизвестности и ужас несостоятельности.   По мнению учителей «иногда даются слишком сложные задания, не все учителя с ними справляются». Если это так, то составителям важно, чтобы задача образования не имела решения? У разрыва между стандартной программой образования и уровнем сложности финального проверочного теста – контрольной работы, есть название. Непреемственность образования, когда выпускники определенных школ отсеиваются по результатам работ, т.к. «не проходили» такого уровня сложности материал на уроках.   

В таком случае, сохранение эмоционального и интеллектуального здоровья ваших детей выходит на первый план.  Мы продолжим.

Ольга Макарова