Не выученные уроки

fant_10В первой части мы поговорили об уроках. По-прежнему считаю, что в этом камень преткновения. В чем?  В системе взаимоотношений Учитель-Ученик-Родитель. Когда учитель и родитель напирают с двух сторон, сжимая ученика с двух сторон. На практике система образования выглядит куда запутаннее и сложнее, но не будем смущаться этой запутанностью – нам достаточно обратить внимание на конечный результат. Построим разговор так, чтобы каждый из вас смог для себя ответить на вопрос: в какой момент мы нарушаем законы гармоничного развития и уходим от развития эмоционального интеллекта?  Разговор об уроках так или иначе шел вокруг ОБУЧЕНИЯ, без чего сложно представить развитие интеллекта. Но и Эмоциональная составляющая крайне важна при социальном взаимодействии.  Давайте чуть подробнее об этом.

Один мальчик очень точно выразился о своем ощущении школы: «Здесь нужна только моя голова». Так он ответил на выговоры учителя и родителей за его беготню и шалости. Причем, голова, которая открывается, чтобы в нее можно было произвольно вкладывать все, что угодно. О знаниях вопрос отдельный, а вот чувства. Умение управлять своими чувствами – деликатность к чувствам других, умение сдерживать сильный порыв отчаяния, умение правильно относиться к неудаче возникают, когда родители умеют выражать свои эмоции, объяснять их. Когда в пятилетнем возрасте мама помогает ответить на вопрос ребенку: Что я чувствую? Работа мамы дать обратную связь с самим собой – научить понимать свои яркие всплески эмоций и чувства. Итак, с детства его слушают, когда он пытается выразиться. Внимание к чувствам других вырабатывается не окриками. Мы идем от себя: меня слушают, так я понимаю саму возможность и силу слушания другого.

Другой ребенок выучил с родителями стихотворение, но не смог его рассказать у доски. Опыт предъявления себя, волнение публичности.  Взрыв эмоций, почти истерика. Надо отдать должное учительнице, которая поставила двойку.  Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике, не отрицать «плохие эмоции», как гнев, ревность, раздражение, зависть, злость.  Примеров холодного и отталкивающего отношения наши дети знают много. Стоит ли в таких случаях рассуждать об общей эмпатии и комфортном самоощущении в большой группе людей? ciki_5

Какие эмоциональные сигналы от других вы ощущаете, когда сталкиваетесь с недопониманием. С таким навыком ЭИ связан и другой, когда мы учимся работать в команде, умеем улаживать конфликты. Понимание с детства, что ты – одинок, до тебя нет дела никому вряд ли этому способствуют. Получается, что эмоциональный интеллект присущ всеобщим любимчикам и баловням судьбы?  Избранным. Нет, просто воспитание таких навыков в школе, увы,  практически невозможно по разным причинам. Семья может помочь ребенку понять свои слабые и сильные стороны. Принять их и спокойно жить дальше. И потом. Именно сверх ожидания успехов детей в учении вызывают болезненные, вплоть до срыва реакции. Ожидания самых любимых людей – папы и мамы.  Детская психика не всегда может выдержать такое напряжение. Подобными срывами сопровождаются и лидерские амбиции детей, с которыми жестко поступает учитель.

Мы не можем претендовать на всеобщее восхищение в классе, в университете, но как важно быть любимым в своей семье. Когда тебя принимают, а не отталкивают. Не со всем соглашаются в твоих поступках, но принимают тебя таким, какой ты есть. С таким внутренним тылом можно быть защищенным даже в тех случаях, когда не хватает компетенций, но есть уверенность и желание сотрудничать с другими людьми. Такие открытые люди с внутренним светом любви способны преодолевать стресс, быстро заводить друзей и держаться на плаву.

ciki_6Из одиночки у доски, порицаемого остальными вполне могут сформироваться в дальнейшем напряженные, даже пренебрежительные отношения с налетом грубости к другим детям - людям. Такова защита психики. В выводе есть некоторое упрощение, но дети приведут множество похожих состояний, которые вызывают подавленность или беспокойство, но с возрастом изливаются в агрессии. Эта ситуация искусственна, но именно искусственные ситуации, спровоцированные учителем или родителем порождают искажения в восприятии мира других людей. Непонимание своих чувств и происходящего вокруг тебя порождают эмоциональную тупость. Как впоследствии отличить тревогу от злости или паники, откликнуться на первый порыв так, будто ты уверен в сильном чувстве к тебе? Обиженные в детстве становятся самыми нудными спорщиками. Они готовы разбиться в лепешку, чтобы вызвать одобрительный кивок или согласие.  Стремление быть во что бы то ни стало лучше других свойственно людям плохо себя чувствующим и понимающим.

Так или иначе дорога эмоционального интеллекта ведет нас к пониманию других через понимание себя самого. И помогают нам в этом самые близкие и любимые люди. Лишь так можно излечиться от неоправданных ожиданий и не поддаваться групповому влиянию. ЭИ – индивидуализм в высоком понимании.

Подведем черту. На что обратить внимание мамам и папам, которые готовы дать своим детям волшебную палочку.  

Учите ставить себя на место другого человека, так можно почувствовать его настроение и понять мотивы его поведения. Что им движет?

ciki_14Хорошо бы и мамам (папам) задать себе вопрос. Обладаю ли я этим простым навыком, чтобы понимать мотиваторы недовольства или раздражения окружающих меня людей. Или тут же ловлю негатив и вступаю в перепалку?  Их гнева, депрессии или апатии. Слишком большая душевная работа?   Навык, который открывает души и двери. Анализируя, с кем и в каком состоянии мы говорим, мы лучше понимаем, что они сейчас чувствуют и почему поступают именно так. Мы разделяем поведение человека и ценность самого человека как такового.

Правильно номинировать эмоции: свои и чужие

Мы уже упоминали об этой душевной работе мамы с пятилетним ребенком. Что со мной? Почему мне грустно, страшно?  Да, гнев сильно отличается от обиды и разочарования. Ревность от зависти. Тогда усталость мы не станем легко называть депрессией, а тревогу сумеем отличить от раздражения.  Ваш ребенок умеет рассказать о том, где он был и как реагировал, что чувствовал в тот или иной момент?  Будьте терпеливы и поощряйте его открытость. Это поможет лучше понимать его настроение, отношение к жизни, но ему это даст многое. Мы, люди, противоречивы в своих проявлениях. Но знать свои слабые места важно.

Покажите ему многообразие мира – расширяйте кругозор

ciki_4Дайте работу правому полушарию мозга - развивайте образное мышление. Читайте хорошие книги своим детям, обсуждайте их. Спрашивайте, что нового он сегодня узнал, и это поразило его?  Делитесь своими впечатлениями во время похода в кафе, кино, в путешествии и просто на прогулке. Мир раскрывается в деталях и подробностях. Так рождается интерес к новому знанию. Знания складываются в систему знания о предмете или явлении. Мир полон историй, и вы можете научить ребенка писать свою историю. Через свою историю он придет к пониманию историй других людей.

Группы по интересам

Найти своих и успокоиться, возможно, цель для взрослых, но детям важно быть в среде общения, общих интересов и свободного творчества. Когда ты видишь других, но и проявляешься сам. Когда ты захвачен эмоциями и хочешь что-то создать. Но у каждого такого места есть враги: возникающая скука, излишняя агрессия, давление и рутина. Ребенок сам почувствует, когда родник иссяк, и самое время искать другой.

И еще одна просьба: читайте своим детям хорошие книги. Гаджеты отупляют мозг, снижая способности образного мышления, воображения, а это так важно для создания нового.  С любовью.

Ольга Макарова