Взросление – тревожная пора

pet_2Акцентуации- это те черты, которые могут перерасти или лечь в основу психической патологии в будущем. Но в любом случае сохранятся в характере взрослого человека. 

Как ни удивительно, но подростки соглашаются на работу с психологом. Иногда сами говорят родителям о своем желании. В одном этом, как ни странно, признак благополучия семьи, как осознание некоторого тупика, проблемы. Половина успеха, как говорят психологи. Отрицание проблемы -  путь в болото еще больших проблем и самообмана. В каждом первом или втором случае в глазах подростков слезы. Слезы в глазах девочек и реже мальчиков, слезы текут непроизвольно. И стиснутые скулы мальчиков, опущенные глаза. В этих знаках-посланиях любовь к родителям и отчаяние от невозможности быть понятыми ими, иногда безысходность. Им 15-16 лет.  

Мальчик-отличник не собирается идти туда, где его видят родители. Учится «на автомате» и не хочет получать высшее образование. Странно?  Девочка плачет, не хочет идти в школу и думает о профессии, чтобы не продолжать учебу. Другая девочка пережила буллинг и не хочет учиться. Уйти в себя, уйти из школы, куда угодно.pet_3

Не претендую на репрезентативность, но раз за разом повзрослевшие дети говорят об одном: школа - Страх и Скука. Унижение и Прозябание. Мы сегодня не будем говорить о школе вообще. Это бессмысленно. Наверное, есть школы, в которых дают Знание, есть уважение к Учителю и Ученику. В ней не угасает Интерес. Однако, определение «Школа-ужас» распространено. Не скажу, что и 40-50 лет назад все было гладко, но нынешнее положение, судя по всему, требует мер. На мой взгляд, катастрофично, когда родители делают уроки с детьми до подросткового возраста, устают и бросают, оставляя детей без навыков обучения, ломая их мотивацию, взращивая паразитизм и безволие. И навязывают им это именно учителя. Вероятно, учителя передадут это самое навязывание по эстафете. Невыполнимые задания и большое количество домашек - это оброк родительского времени. Возможно, родители вспоминают школьную программы. Но разве в этом смысл обучения?  Цель начальной школы научить учиться. Цель учителя привить интерес к предмету. Этого сплошь и рядом не происходит. И самое неприятно, что заложниками ощущают себя и дети, и родители, и учителя. Однако, невосполнимые потери несут дети и будущее.

Когда-то полвека назад наша первая учительница сказала нашим родителям в день окончания третьего класса, что может поименно назвать тех, кто будет и дальше учиться хорошо и отлично. Она подчеркнула тогда, они не будут зубрилами, но будут учиться легко и с радостью. Она точно знала, что научила нас учиться. 

Помимо проблем с обучением, о которых заявляют родители-  отторжение школы: не хочет идти в школу, не делает уроки, не хочет учиться.  Есть тема самих подростков: плохой контакт или его невозможность с родителями. И есть скрытая тема: непростые социальные опыты в своем окружении. Это крайне важная тема, но о ней чаще молчат в общении с любыми взрослыми. 

Тревожные дети, тревожные взрослые

pet_4Взросление – тревожная пора, как бы не идеализировали это время потом.  Мы с вами говорим не просто о качествах, а об особой заостренности черты. Подростки тревожного типа выглядят вполне благополучно и привлекательно для взрослых. Они дружелюбны, самокритичны и исполнительны. Воздерживаются от необдуманных поступков и поспешных решений. Хорошо учатся, отличаются развитостью и самостоятельностью мышления. Но в тени остается главная их особенность - повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Постоянная настороженность перед обстоятельствами и переживаемая неуверенность в собственных силах – это их испытание, когда навязчивые страхи и мысли не дают покоя. Необходимость выбора приводит к длительным и мучительным метаниям.

Нерешительность вызывает гиперкомпенсации, что проявляется во внезапной самоуверенности, безаппеляционности в суждениях. Поспешности там, где нужны рассудительность и осторожность. Чего остро не хватает таким подросткам? Оптимистического общения. С ними важно избегать наказаний и запугиваний. Наоборот, практикуйте поощрения. И мотивируйте их активность и самостоятельность.

Совсем рядом сенситивные, чувствительные мальчики и девочки. Уязвимы, боязливы. У них выражено чувство собственной неполноценности. Учатся тщательно, но стесняются отвечать на уроках, боятся запнуться и вызвать смех. Предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют и обычно пассивны в конфликте.  Однако, именно у таких молодых людей рано формируются этические требования к себе и окружающим. Они способны проявлять сострадание и радоваться успехам других. Им свойственно самоутверждаться там, где они чувствуют неполноценность, что может привести к выгоранию или срыву.  Родителям таких детей важно вовремя снизить завышенные ожидания и сделать шаг назад.  Ваш ребенок готов к жертве ради вас. Но это слишком большая жертва.

pet_6И, раз уж мы заговорили о душевной тонкости и ранимости подростков, упомянем важные черты эмотивной личности.   Мила из этой когорты. Воспитанная любимыми бабушкой и дедушкой. В то время как росла младшая сестра и развивалась история непростых отношений между родителями. Девочка вплеталась в непростые коллизии жизни семьи, размышляла, с тем и взрослела. Эмотивные люди.  Какие они? Высокая чувствительность, эмоциональная отзывчивость – эмпатия до слезливости, когда «глаза на мокром месте» довольно часто. Занятия музыкой, в театральной студии в художественной сфере их привлекают. Там, где глубокие реакции и тонкие эмоции. Они и работать будут там, где живет красота и предполагается понимание человеческих эмоций.

Но вместе с тем такие люди крайне впечатлительны, что вызывает необходимость «оранжерейного» к ним отношения. Они очень чувствительны к мнению окружающих: любое резко сказанное слово может привести их в глубокое уныние. Самооценка также очень зависит от мнения окружающих. Отстаивать свои интересы совершенно не могут. Скорее, откажутся от планов или отойдут в сторону. Эмотивные личности редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу.

Такие люди кажутся хрупкими, нежными и наивными. Их преданность и верность восхищают. Кроме того, им присущи альтруизм, сострадание, доброжелательность, сопереживание. Их сильная сторона- чувство долга, обязательность и исполнительность.  

Мы продолжим наш разговор..

Ольга Макарова