Невыносимый бархат зависти. Часть 2

zavict1Где живет зависть?

Зависть процветает там, где мы конкурируем, но не это ли наиболее поддерживаемое состояние в современном мире?  Быть самым-самым, получить право первого, победителя. Быть самым.. умным, успешным, красивым, богатым. Мы готовы соревноваться во всех областях жизни и в любом качестве. С одной оговоркой: мы не соревнуемся со всем остальным миром. Для нас важно конкурировать с людьми своего круга. С теми людьми, с которыми нам легко сравнивать свои способности или возможности – одного поля ягоды. Рассуждения, как правило, просты: « вот я и он учились вместе, вместе начинали, но почему у него все это есть, а у меня нет? За что это ему все, а мне..»

Червячок зависти готов поселиться, когда человек живет с ощущением, что он достоин большего в этой жизни, когда он «справедливо» сетует на этот мир, т.к. блага просто-напросто утекают из-под его рук распределяются зачастую не в его пользу.. подложка для развития чувства зависти готова. Иногда зависть и называют ОСОБЫМ чувством справедливости. Субъективное ощущение справедливости, точнее, несправедливости, подогревает чувство зависти.

Тем более, мы отчетливо понимаем, что принадлежим социуму, в котором с помощью собственных усилий, времени и таланта далеко не всегда добьешься достойного результата.   Успех достигается совсем по другим правилам, а блага распределяются, как и сто лет назад, барином. Кстати, в социалистическом обществе зависть расцветала пышным цветом. Можем легко отнести ее к нашему общественному наследию.  

В последние годы появились некоторые возможности добиться успеха собственными усилиями, что стало слабым, но все-таки конструктивным ответом зависти, как социальному явлению.

Вот что только делать с чувством социальной справедливости, которое так въелось в наше общественное сознание? Память о недавней уравниловке для большинства свежа.

В христианской традиции зависть (лат. invidia) отнесена к смертным грехам, т.к. в основе лежит гордыня. Человек как бы пребывает в убеждении несправедливости установленного Богом порядка. Он скорбит и печалится, когда ближнему хорошо и он во благе. Как ни грустно, но зависть невозможно «накормить», раз уж завистливому человеку плохо при виде удовольствия другого. И хорошо только при страданиях других. Кстати, милым дополнением  к гордыне и еще одной причиной зависти считали лень.  Важное уточнение. Паству предупреждали о вреде «неуместного соперничества», «рвения с досадой», а также порицании либо злословии в отношении того, к кому испытывается зависть.  Противопоставляли этому гадкому чувству благожелательство, великодушие. Но зависть так и цвела в веках. Как бы предлагая каждому из нас справиться с этим пороком.

Религиозная точка  зрения предлагает смириться: каждый имеет то, что заслужил. Таким уж создан, а потому не ропщи! Все имеет свои причины. Правило такое: оставьте каждому человеку жить своей жизнью, не суйте нос в чужую жизнь.

Нос совать в чужую жизнь продолжали, любопытство не самый большой порок, хуже другое, пока мы страдаем  по поводу того, как хорошо устроено все в жизни  у соседа, мы не успеваем заниматься собственной жизнью.

Но вернемся к человеку, обуреваемому завистью. И поговорим об инфантильности.

Инфантильности тех, кому не хочется прилагать усилий, развиваться поддерживается убеждением, что объекту его зависти просто повезло, а ему  - нет. Зависть эмоциональна, именно потому так трудно включить человека в осмысление происходящего с ним самим, с объектом его зависти.    Задуматься над тем, какой ценой далось другому его нынешнее состояние  - означает, прийти к осознанию собственных черт, возможностей, усилий. Иначе говоря, понять собственную реальность. Признать, что мы – разные при всем горячем желании сравниваться. У нас разные семьи, гены, способности, мы каждый шли своим путем в этой жизни. А похожесть наша исключительно внешняя и очень приблизительная. То, да не то. Так, да не так.  Человек, попавший в ловушку зависти, склонен поддерживать мифы о везении, о том, что кому-то свалилось счастье на голову, а ему – нет, хотя он ни чем не хуже, а то и лучше.  Завидующий всегда недооценивает объект своей зависти. Ему требуются невероятные усилия для того, что увидеть способности, свойства характера другого человека, благодаря которым он добился успеха.

Невыносимая зависть к таланту.

Когда говорят о зависти к таланту, очень любят приводить в пример гениальное пушкинское видение  гения и завистника - Моцарта и Сальери. История музыки  несколько иначе представляет образ реального Сальери – прекрасного педагога, музыканта, пусть и не столь одаренного, как Моцарт.  Напряженное и яркое противопоставление было необходимо гению Пушкина. Что ж, точно и прозорливо.

А вот другой пример из повседневности: на фортепианном отделении учатся две девушки Марина и Ирина. Из одного города приехали, живут в одной комнате в общежитии.  Ирина напориста, активна, она каждый день по восемь часов занимается на рояле. Ей хочется добиться исполнительского успеха. Причем, количество часов – ключевой фактор. Строго соблюдаемый. Она считает, что делает все, чтобы добиться результата. Марина молчалива, созерцательна по природе, она не занимается  по восемь часов. Более того, она, по словам Ирина, садится и читает с листа.  У исполнителей так называется  игра  совершенно новых произведений, с которыми не было детальной работы. Так, музицирование. После чего Марина работает с программой. На академических концертах Ирина регулярно получает 3, а Марина высокие оценки. Но не в оценках даже дело. Уровень игры Марины, ее абсолютное попадание, «слышание» музыки и интерпретация на порядок отличаются от других сокурсниц.  Ира негодует, она почти ненавидит Марину. Несправедливо! Зависть к таланту потому так невыносима, что разрыв очевиден. Непостижимость таланта в том, что не все объясняется трудолюбием, усидчивостью. Легкость, с которой творит талантливый человек, завораживает недосягаемостью и блеском. Талант иррационален, его невозможно наработать. Божий дар.  Удержаться от зависти к таланту сложно, но справиться жизненно необходимо.

Женская зависть  также невыносима и губительна. Сколько жизней она унесла, сколько судеб погубила.  Точно сказал Оскар Уйльд: «Красота – талант женщины». А значит, Божий дар. Все та же иррациональность. Женщина во все времена делала выбор, но выбор женщины скрытый. Выбор мужчины, как завоевателя, открыт, явен. Несовпадение выбора Ее и Его вполне реально и всегда болезненно. Позиция мужского выбора ставит женщин в поле бесконечной конкуренции. Она красивее меня -  какие глаза, грудь, талия, а ноги!  Она стройнее, а значит, борьба с лишними килограммами обеспечена. Лишь пять процентов женщин имеют конституцию, удерживающую постоянный и небольшой вес -   в этом дар им. Слабое утешение остальным. И если ты выиграла в этой борьбе на первом этапе, то как удержать победу в борьбе с теми, кто моложе?zav      

В итальянском языке есть два слова, которые мы переводим как «женщина» - Femmina и   Donna.  Донна – женщина-жена, женщина-подруга. Фемина – женщина, как сексуальный объект, самка.  Чем выше женщина ценит свою сексуальную привлекательность, чем более уверена в том, что ее женский статус зависит от количества мужчин вокруг, тем вероятнее, что ей уготована преисподняя в бесконечном соревновании с более молодыми и сексуально привлекательными самками.  Такой женщине уготована гонка за молодостью во всех известных формах и бесконечная  тревога потерять свою сексуальную привлекательность. А значит, потерять мужчину, за которого идет борьба. Она не в силах остановить время, но бороться за моложавость и стройную фигуру  - вполне. Ведь в ее понимании лучше та, у которой фигура хороша, т.е. стройна.  Никакие разговоры о других достоинствах женщины ею не будут услышаны. Ум, талант, душевные качетсва, деловая или хозяйская хватка – пустое.  Она подсознательно видит в этом компромисс, уловку, ведь самое ценное – оставаться привлекательной самкой. Тогда лишние килограммы  и лишние морщины вызывают ненависть к себе и зависть к более молодым женщинам либо к тем, кто лучше сохранился по ряду причин.   Сможет ли женщина  абстрагироваться от собственного феминного образа и  стать донной, открыть в себе новые грани, новые реализации. Это позволило бы ей выйти из бесконечной гонки, справиться с завистью и быть счастливой. 

Любопытное наблюдение: наиболее завистливы женщины с короткой стрижкой. Дело в том, что их короткий  ежик на голове чаще продиктован повышенным содержанием мужского полового гормона. Именно тестостерон отвечает за проявления духа соперничества. А от соперничества до зависти – рукой подать.

Комплекс чужой полноценности. 

И все-таки, как не попасть в ловушку зависти? А уж если нам уготовано такое испытание, то  справиться с ним.  Движение начинается с осознания того, что Я такой, каков есть. У каждого свой путь и свои стартовые возможности. Да, кое-что дается через воспитание, что-то можно сформировать в себе, но в любом случае Я такой, и в этом факт моего бытия.  Осознание собственного пути, собственных ресурсов и недостатков, возможностей и желаний выключает нас из бесконечного завидования и сравнивания. С этого момента мы готовы  двигаться по собственному сценарию. И это всегда благотворно.  Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.

Если уж так хочется сравнивать, то продуктивнее сравнивать себя самого на разных отрезках жизни. Как только вы включаетесь в подсчеты собственных плюсов и минусов – внешности, интеллекта, удачливости, вы снова и снова погружаетесь в бытие ребенка, который мучился собственной неполноценностью, а значит, зависть снова готова посетить вас. Получается, что вам так и не удается воспринимать жизнь такой, какова она есть?invidia_3

Хочется пожалеть себя, поплакать над собственной судьбой, но жалость к себе оборачивается агрессией к окружающим. Они раздражают. Тогда уж лучше сократить общением с теми, кто наиболее активно вызывает комплекс неполноценности. Хотя именно в такие моменты жизни продуктивнее заняться чем-то важным  и непременно интересным.  

Согласитесь, наивно полагать, что жизнь другого человека состоит из одного бескрайнего счастья, и в ней нет места боли, лишениям, тяжелым испытаниям. Зависть оценивает все бегло, приблизительно. Иногда стоит чуть дольше задержать взгляд, задуматься.  Чувство зависти подталкивает нас снова  и снова заглядываться на чужую жизнь, но справляемся мы с ней лишь снова и снова возвращаясь к своей собственной. Ведь за нее мы в ответе?

Когда у человека появляется собственный опыт труда над собой, собственные достижения – в нем рождается понимание  и признание достижения другого. Он уже знает цену успеха!  Важный момент, т.к. через свои достижения мы научаемся восхищаться достижениями, талантом другого человека. А это уже жизнь без зависти..

Но вернемся к началу. Если хочется погасить зависть, пока она не покрыла ржавчиной душу, не испортила общение с людьми, лучше признаться себе, чему завидуешь. Психологический процесс начинается  с этого. Дорогу осилит идущий. Круг замкнулся. Решение за каждым из нас.

Ольга Макарова