Ведьмам посвящается. Часть 3

Часть третья. ЖЕНЩИНЫ

streghe5Почему женщины так страдали? Они оказались восприимчивее к фантастическим образам, природа ее натуры сделала ее заложницей глобальных политических игр за влияние и деньги – за могущество Церкви.  Что с нами можно сотворить, если мы и без пыток убеждены, что черт познает нас изнутри.

Известная книга, ставшая руководством для инквизиции была создана Яковом Шпренгером и его товарищем по инквизиционной деятельности – Инститорисом -  «Молот ведьм». Авторство профессора теологии и члена доминиканского ордена прибавляло веса сборнику многочисленных цитат из разных богословских книг.   

Этот труд вывел женщину главным врагом церкви в борьбе с дьяволом. Все выводы помещены в книгу, сдобрены цитатами из великих учителей.

Так почему же, по мнению упомянутых  инквизиторов, женщины более склонны к колдовству?  Как говорится, любителям приведения самых разных цитат с громкими именами к месту и не к месту посвящается.

Цитата первая: ... Что касается злости женщин, то в Книге сына Сирахова (гл. 25) говорится: «Нет ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой».   Плохо верится во впечатлительность средневековых мужей, но удар первый – ЗЛОБА.

Цитата вторая: … Поэтому-то Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает: «Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, если и приходится оставить ее при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская ее, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя ее, имеем ежедневные столкновения с нею».

Иначе говоря, мужчина слаб, искушаем. И с женой плохо, и без жены – сплошное прелюбодеяние.  Вот и удар второй – ЗЛОЕ ВОЖДЕЛЕНИЕ. 

Цитата третья: ... А Туллий в своей «Риторике» утверждает: «Мужчины влекутся к позорным деяниям многими страстями, а женщин же ко всем злодеяниям влечет одна страсть: ведь основа всех женских пороков - это жадность».  Что ж, очень современно упрекать женщину в меркантильности и жадности.  Дальше-больше.  

Мыслители приводят и другие основания тому, почему женщины более чем мужчины склонны к суеверию. Они говорят о трех основаниях: 1) Они легковерны. Демон жаждет главным образом испортить веру человека. Этого легче всего достигнуть у женщин. 2) Они скорее подвержены воздействию со стороны духов вследствие «естественной влажности» своего сложения. 3) Их язык болтлив. Все что они узнают с помощью чар, они передают подругам. Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства. На женщин высыпается множество и других обвинений. Она менее духовна, более алчет плотских наслаждений, что, разумеется, спорно. Вобщем, женщина

всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное.

Но самое страшное заключено в женщине, которая любила: «..  когда она ненавидит того, кого перед тем любила, то она бесится от гнева и нетерпимости. Вот Экклезиаст (гл. 25): «Нет гнева большего гнева женщины>. Сенека (Трагед. 8): «Ни мощи огня, ни силы бури, ни удара молнии не надо столь бояться, как горящего и полного ненависти дикого гнева покинутой супруги».

Резкое увеличение количества ведьм инквизиторы приписывают раздорам между замужними и незамужними женщинами и мужчинами. Что ж им было бы чем поживиться и в наше  бурное время. Итак, авторы-инквизиторы восклицают, что мужчины уже общались бы с богами, если бы не эти женщины! Не найдется ни одного мужчины, который так старался бы угодить Господу, как старается женщина - будь она не совсем уродом - понравиться мужчине.  «Ее другое свойство - это голос. По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. Она жалит и ласкает в одно и то же время. Поэтому ее голос сравнивается с голосом сирен, привлекающих путников своими сладкими мелодиями и затем убивающих их. Они убивают, т. к. опустошают денежные мешки, крадут силу и заставляют презирать Всевышнего».  Стоп. С этого упоминания кровь должна закипеть, а рука потянуться к оружию. Но не всех женщин решили уничтожить благоразумные инквизиторы, а тех скверных женщин, что предаются таким порокам, как неверие, честолюбие и алчность к плотским порокам.  Эти-то женщины и предаются чародеяниям. Инквизиторский опыт показывает, что ведьмы производят бесчисленное множество любовных чар среди людей разных состояний, возбуждая любовь, доводя ее до любовного исступления, мешая слушать доводы разума. Это грозит уничтожением веры.   В кострах инквизиции горел главный талант женщин – КРАСОТА.

Убить любовь.

Инквизиция отправилась в крестовый поход против женщин, более всего ненавидя ее способность и тягу к плотской любви. В руки инквизиции попадали чаще красивые и молодые женщины. Искушение женской красоты – искушение дьявола. Такая понятная подмена во времена, когда плотское объявлено греховным. Впрочем,  наговоры и дознания под пытками не щадили и старух, и детей. Говоря современным языком, церковь решила загнать под пресс сексуальную жизнь европейцев, которая била ключом до упомянутых событий и времен. Женщина – сосуд греха и вожделения. Отцов церкви потряс тот факт, что мужчина способен к зачатию постоянно, а женщина лишь раз в месяц (в момент овуляции). Какой же распущенностью надо обладать, чтобы искать плотских утех чаще одного раза в месяц?!dialogo_1

Характерно, что «Молот ведьм» избегает употребления слова «колдовство» и заменяет его словом «ведовство», в которое авторы вкладывают представление и о похищении детей,  об их сжирании, и о самых отвратительных актах поклонения дьяволу и т. п.

Возбуждающие ненависть страшилки выглядели примерно так: ведьмы могут возбуждать любовь мужчин к чужим женам до такой степени, что их не отвратить от этой пагубной страсти ни ударами, ни словами. Мол, до того доходит, что они чувствуют даже ненависть к своим законным женам, не в состоянии исполнять свои супружеские обязанности для увеличения потомства. И бегут они (мужчины) темной ночью по пустынным дорогам к своим возлюбленным.  Вот такая сила у ведьмы – зажигать пламя страсти в мужчине к какой-то женщине.  Похоже, что мы до сих пор верим в эту их силу. Иначе не ходили бы в магические салоны – приворожите, отворожите, присушите и пр.  

В каком-то смысле «Молот ведьм» можно назвать трактатом о сексуальности человека. Вот только читать приходится с некоторой поправкой на логику и азарт инквизиторов.  Теоретики ведовства серьезно отмечают: если орган постоянно вял и муж поэтому никогда не может познать свою жену, то это признак естественной холодности. Если же орган приходит в движение и становится твердым, но муж не может довести акта до конца, то это признак колдовства.

Канон упоминает и о тех беспутных любовниках, которые дают своим возлюбленным известное питье для предотвращения зачатия, безо всякой помощи демонов. Такие преступления причисляются к убийству, хотя бы преступники и принесли раскаяние. Ведьмы же, которые готовят подобные зелья, подлежат по законам самым суровым наказаниям. Да, ведьмами легко признавались врачующие женщины. Опасность была велика. А вдруг не смогла помочь и пациент умер? Для придания ее инквизиции было достаточно подозрения в «суеверной обрядности». Указание о принятии лекарства в определенное время суток и определенной последовательности. Уж чего-чего, а подозрительности в те времена хватало, да и неудовольствие соседей и соседок могло сыграть злую шутку.

Дурная молва – вот за что могли засудить и сжечь. Только представим себе на минутку, каково нам было в обстановке, когда любое недовольство соседей может обернуться пыткой и костром. Инквизиторские ищейки проводили своего рода «исследования, а не ходит ли о ком-то худая молва среди тех, кто скоро пойдет доносить на этого несчастного.  Попрактиковать этакие методы социального общежития лет сто, и можно гордиться умением ладить с соседями, не вступать с ними в пререкания, быть подчеркнуто вежливыми и предупредительными. Что, собственно, мы и видим в европейских странах. Примерно такую же воспитательную пилюлю получило советское общество в годы сталинских репрессий.  Когда через доносы соседи занимали большую площадь и ублажали свою месть.  Через подслушивание всех за всеми обучались  держать язык за зубами, не высовываться. Общество карасей, которые жили -  дрожали и умирали дрожали. 

А вот еще одна категория женщин, ненавидимая инквизиторами. К колдовским знахаркам, причем, особо злостным, они причисляли повивальных «бабок-ведьм», превосходящих, по их мнению, всех других ведьм. Еще бы. Количество их столь велико, что нет ни одной деревушки, где бы их не было.

Муж на жену.

Случаи человеческой вражды, когда сын доносит на отца, мать на дочь, а муж на жену вызывают особые чувства. В тот момент в каждом из нас рушится вера   в семью, в незыблемость отношений.  Вера в то, что самые близкие не предадут, не сдадут. Но так уж устроена человеческая природа, дай лишь возможность злоупотреблять, решать свои корыстные и всякие другие задачи, и в человеке всколыхнется самое гнилое, самое дурное… под  вполне благовидными предлогами. И твое недовольство разрешено признанием ведьмой обидчицы. Сладкое ощущение власти над ближним своим. 

Вот вам житейская ситуация, рассказанная инквизитором. Один знатный господин из Шпейера имел жену с удивительно упрямым характером. Он охотно уступал ей во всем. Она же ни во что не ставила его желания и всячески поносила его. Однажды, когда он только что прибыл домой, жена по обыкновению стала осыпать его упреками. Он хотел рассердиться и уйти из дому. Жена подбежала к двери, через которую ему надлежало выйти, чтобы не пропустить его, и, крича, утверждала, что если он ее, жену свою, не ударит, то докажет, что у него нет прямодушия и чувства чести. В ответ на это, без всякого намерения причинить ей вред, он поднял руку и притронулся вытянутыми пальцами к ее плечу. Он тут же упал на пол, потерял сознание и пролежал долгое время больным. Здесь не могло быть заболевания по естественным причинам. Здесь мы имеем дело с чародеяниями его жены, - заключает инквизитор.  

Исход сей истории ясен. К семейному психологу в те времена не ходили. Ведьма! Да и дело с концом.  Не удивлюсь, если кто-то  скажет, прочитав эту нехитрую история, что женщина и сама виновата – достала мужа своим сварливым характером и упреками. И сегодня  бытует понимание, что ведьма по определению –  это просто злая женщина. Да, мы связаны с теми мрачными временами гораздо крепче, чем можем это себе вообразить.

Сварливые торговки встречаются и в наше время. Чего уж греха таить. Правда, за слова, брошенные вслед, уже не сжигают. Но говорят о посланной негативной энергии. Отметим, что и в первом, и во втором случае мы как бы фиксируем зло. Это важно.  Для некоторых современных людей это повод сходить на тренинг коммуникации и научиться справляться с негативными эмоциями, прийти к пониманию, что другой человек в силу воспитания и эмоционального состояния способен на такие вот реакции.  И не все стоит принимать близко к сердцу. Но найдутся и такие, что определят явления через понятия сглаз, вампиризм и пр.  Теперь история. 

В ведовские времена некий уважаемый горожанин Шпейера прошел мимо одной торговки, не купив того предмета, который она хотела ему продать. Раздосадованная этим, она крикнула ему вслед: «Вскоре ты пожелаешь купить это, но будет поздно». Инквизитор отмечает, мол, такие угрозы часто употребляются ведьмами, когда они хотят навести порчу с помощью слов. Задетый этой угрозой горожанин обернулся, чтобы посмотреть на торговку и узнать, с каким намерением она произнесла эти слова. И тотчас на него нашла порча: его лицо ужасно скривилось до ушей. Долгое время он не мог привести его в обычное состояние. Этот случай в глазах судьи - прямая улика, которая позволяет считать указанную торговку пойманной с поличным при околдовании. Приговор: сжечь!

Еще один пример борьбы с женской сварливостью, как говорится, каленым железом выжигаемой в самом прямом смысле. Так, в Базельской епархии некий почтенный рабочий сделал одной сварливой женщине резкое замечание. В ответ женщина стала ему угрожать и сказала, что она вскоре ему отомстит. Он не придал ее угрозам никакого значения, но очень скоро заметил, что у него на шее образовался прыщ. Когда он начал его тереть и дотронулся до лица, то почувствовал, что все его лицо и шея распухли. Присмотревшись, он увидел, что ужасающая «проказа» покрыла все его тело. Недолго думая, он призвал друзей и представителей городского совета и рассказал им историю ссоры с указанной женщиной и припомнил ее угрозы. Он высказал свою непоколебимую уверенность в том, что проказа наслана ему чародеяниями этой женщины.

Вскоре ее взяли под стражу. Подвергнутая пыткам, она созналась в преступлении. Когда судья стал расспрашивать о причинах, побудивших ее на околдование, она ответила:

«Когда этот мужчина сделал мне резкое замечание, я вернулась домой в большом гневе, и злой дух стал допытываться о причине моей печали. Я рассказала подробности и настаивала на том, чтобы эта резкость была отомщена. Демон спросил: «Как же должен ему отомстить»? Я ответила: «Хочу, чтобы у него спухло лицо». Тогда демон удалился и навел на человека болезнь, которая оказалась значительно серьезнее, чем та, которой я просила. Я никогда не думала, что он поразит его такой проказой». Женщина была признана ведьмой и сожжена. История умалчивает о том, как возникли болезненные фантазии о разговоре с демоном. Под пытками либо как плод женской впечатлительности? 

Современные психологи и адвокаты при разводах часто сталкиваются с попытками манипулирования ребенком со стороны одного из родителей для достижения своих целей. Устами младенца.. часто звучат невероятные обвинения одному из родителей. И вполне правдоподобно, надо сказать.  Да, манипуляция – дело неблагородное и неблаговидное, но так хочется достичь желаемого..

А вот пример манипуляции в средневековом исполнении. Отец правильно обработал дочь и получил свой результат – избавился от жены из ревности.    В одной местности Швабии крестьянин, проходя по полям посмотреть, как растут злаки, сказал сопровождавшей его восьмилетней дочери, что для урожая необходим в самом скором времени дождь. Дочь его простодушно сказала тогда: «Отец, если ты желаешь дождя, то я сделаю так, что он скоро выпадет». Отец ответил: «Откуда ты это знаешь? Как ты это можешь?». Девочка утверждала: «И не только дождь могу я вызвать, но и градобитие и грозу». Отец: «Кто тебя этому научил?» Дочь ответила: «Моя мать. Но она запретила мне говорить кому-либо об этом. Временами я видела, как к матери входили и как от нее уходили какие-то мужчины. Когда я спросила, кто они, она ответила, что это наши магистры, которым я тебя отдала. Они могучи и богаты». Дальше все произошло, конечно же, в реальности. Делается это просто, но не рекомендуем опыт повторять.  Девочка подошла к ручью, опустила руку в воду, замутила ее во имя своего магистра и, действительно, выпал дождь на их полосу. Увидев это, отец сказал: «Вызови град, но только над одной из наших полос. Девочка выполнила и это. Тогда отец обвинил свою жену в колдовстве. Она была схвачена и предана сожжению. Девочку вновь крестили и посвятили богу, т.е. отдали в монастырь. С тех пор она потеряла дар вызывания дождя и градобития, но и своих родителей.

Отринутая любовь стремится к мести.

la_strega-largeУвы, но так было во  все времена. Уязвленное чувство толкает  на крайность и мужчин, и женщин.  Не так уж редко звучат угрозы, мол, недолго ты будешь радоваться супругу. Так не доставайся же ты никому – просто классика. Примечательнее другое,  в те времена яды были в ходу для решения самых разных проблем в аристократических кругах и ниже. Так почему же версии об отравлениях не в ходу? Куда привлекательнее обвинить в ведовстве.  Определенно, такие приговоры можно отнести к числу политических. Так нужно церкви, ведь идет война с дьяволом.

А вот еще один сюжет из Бриксенской епархии. Молодой человек рассказывает случай со своей женой, которая была околдована.  «В юности,- рассказывал он,- я любил одну девушку, и она настаивала на том, чтобы я женился на ней, но я опозорил ее и женился на другой, из другого округа. Желая, однако, ради дружбы угодить ей, я пригласил на свадьбу и ту девушку. Она пришла, и в то время, как другие почтенные женщины принесли подарки, она подняла руку и сказала моей жене так, что окружающие женщины могли слышать: «После этого дня ты будешь здорова лишь несколько дней». И когда моя жена, не знавшая ее, потому что, как сказано, была взята из другого округа, испуганная, спросила присутствующих, кто та, что так ей грозила, ей ответили, что это бродячая распутная женщина. Ее предсказание сбылось через несколько дней: жена была так околдована и расслаблена во всех членах, что даже до настоящего времени, после более десяти лет, она ощущает в своем теле колдовство».  Покинутая возлюбленная, бросившая при свидетелях неосторожную фразу и явно исковерканную при доносе,  была сожжена.  Собственно, этого оказалось достаточно, чтобы легко найти причину, имея такое вот неопределенное следствие – ощущение колдовства в теле.  Объяснение привычное для того времени, с пожеланием расправы. И сегодня  люди предпочитают не очень-то заморачиваться и думать над произошедшим. Когда мы не находим быстрого и внятного объяснения, на помощь приходят уловки из нашего общего прошлого. Зомбировали. Околдовали, не иначе?  

Для тех, что верит в порчу и сглаз.

Согласна, таких людей и сегодня среди нас достаточно. В жизни что-то не так? Сбои, неудачи.. Зачем искать причину в себе, да и вообще утруждать себя размышлениями, поисками разумных объяснений. Кто-то навел порчу, сглазил  - не иначе. Если уж верить, то принимать целиком, без изъятий. Немного инквизиторской теории на сей счет.

Первое, для исполнения договора ведьме необходимо телесно сотрудничать с дьяволом, а не в воображении. Ведьма и колдун употребляют при порче реальные, а не воображаемые средства: злой глаз, заклинания, завороженные предметы, подкладываемые под порог дома, и т. д. И второе, никто не должен верить, что, кроме бога есть еще другое высшее и божественное существо.  Иначе говоря, колдовать церковь запрещает, а вот верить в порчу – нет.

Еще Авиценна учил, что сила воображения может воздействовать на тело. Вот только и тело, и воображение принадлежат одному человеку. А тут появляются женщины, которые

могут с помощью определенных приемов воздействовать на чужие тела и производить изменения их даже без участия дьявола. Средневековому разуму это было непонятно.  Исидор Севильский  в Этимологиях  сообщил ученому миру, что название ведьм происходит от их тяжких преступлений. Они производят смешение элементов с помощью демонов и этим вызывают град и бурю. Они же приводят в замешательство дух человеческий, т. е. наводят на людей сумасшествие, ненависть и туманящую разум любовь. Они же, даже без помощи яда, но силой своего заклинания, уничтожают душу.

Нам предлагается верить, что мужчина или женщина, бросив взгляд на тело мальчика, производят в нем некоторые изменения с помощью дурного глаза, воображения или чувственной страсти. В результате он лишается возможности переваривать пищу, телесно развиваться и расти. Это происходит потому, что глаза, полные злых свойств, заражают окружающий воздух, через который заражаются и здоровые глаза того, кто на них посмотрит.  Тогда уж стоит поверить в то, что новые и чистые зеркала становятся тусклыми при смотрении в них женщин во время месячных очищений. Да, это можно проверить, но слова-то не выкинешь. Верит же кто-то, что женский взгляд «ядовит и несет порчу. Что главным образом он вредит детям, обладающим нежным телосложением и впечатлительностью.  Оговорюсь, коммуникация между людьми (и глаза в глаза), обмен эмоциями и настроениями  - вполне естественная вещь. Да, эмоции могут быть негативные, но вред, о котором идет речь, невозможен без самовнушения. И веры в порчу.

О суевериях.

Первый вид суеверия  - вызывание дьявола, прорицания образуют второй вид этих суеверий. Третий их вид - это наблюдение примет. По мнению инквизиции, практика ведьм основывается на втором виде суеверий, производится через непременное вызывание демонов и подразделяется на некромантию, астрологию и прорицание посредством толкования снов. Последнее признавалось наиболее безобидным, хотя хрен редьки не слаще.

Ведьмы здесь как бы одушевленные орудия. Они отказались от себя, заключили договор с дьяволом.  С помощью демонов они пользуются разными предметами, как, например, шипами, костями, волосами, деревом, железом и т. п.

Дожившие в народном сознании языческие лешие и фавны стали называться инкубами от «incubare», т. е. заниматься блудом. Августин рассказывает об их погоне за женщинами и об их плотском соитии с ними, а также и о том, что существа, просто называемые инкубами, носят у римлян название блудливых фавнов. О них говорит Гораций: «О фавн, любитель убегающих нимф, ты легко ступаешь по межам полей и по бархату солнечных пашен».

Вот эти самые инкубы и замахнулись на святое – на таинство брака, которое может пострадать «с божьего попущения». Более того, отныне может пострадать каждый любовный акт между мужчиной и женщиной.. В Священном Писании и говорится об инкубах и суккубах, о всевозможных неестественных пороках, не говоря уже о содомском грехе и всяком другом половом акте вне сосуда, предназначенного к этому.

Августин утверждает, что причина злобы человека коренится в нем самом. Ведь грех человека зависит от его свободной воли. Черт не может изменить решения свободной воли человека. Грех тем тяжелее, чем больше грешащий отдаляется от бога. Человек отдаляется дальше всего от бога из-за неверия. Поэтому и колдовство сопровождается большим неверием, чем все другие грехи. Это объясняется и словом «ересь», обозначающим отпадение от веры и пребывание всю жизнь во грехе.