Прогулки по Флоренции. Часть I

firenzeМое первое посещение Флоренции можно считать мимолетным. День во Флоренции, поверьте, ошеломительный миг. Лишь призраки Медичи сопровождали меня в суетливых посещениях достопримечательностей. Город остался в памяти прекрасным и непонятым. Запомнилась только забота нашего водителя Валентино, который отдал мне свой зонт, пока наша группа покупала прозрачные плащики. Я поняла его вежливый жест, т.к. напрягла прошлое в музыкальной школе и составила первую свою фразу на итальянском, чем, вероятно, и заслужила ту заботу и тепло итальянской души. 

 

 

«На этот раз все будет иначе». Три недели во Флоренции в доме постройки 1500 года! В те века мне и нужно. В город Медичи! Современность я стряхнула с ресниц легко и быстро. Смутные ожидания мистического опыта, чего-то незабываемого были.   

Первым знаком стало то, что я оказалась практически босиком, выйдя из московской квартиры в аэропорт. В двух шагах от дома разорвались новые итальянские босоножки – я подвернула слегка ногу. Контейнер их ожидал здесь же. Обычную спешку в аэропорт спасли сланцы.  Тогда не оказалось и минуты, чтобы расшифровать этот знак судьбы. У меня и теперь нет точных слов и образов, чтобы описать встречу с Флоренцией.  Так и получились мои путевые  -  Прогулки по Флоренции. Без особой последовательности и строгостей формы. Мозаика. Образ мозаики вполне флорентийский, ведь здесь родилось  чудесное ремесло – мастерство  - искусство цветной мозаики в камне.  

marmo_3Оказаться во Флоренции и просто и не очень. Во-первых, нужно оставить, а лучше закончить свои дела, получить визу.. С визой на этот раз обошлось, т.к. консул сжалился и дал визу аж на три года. Спасибо ему! Ей Богу тошнит каждый раз готовить кучу бумажек, пересчитывать их и складировать в пакет с тем, чтобы везти в столицу.  Под критические взгляды девиц из визового центра перебирать.  И все-таки нашего народу  в Фиренце довольно, значит, не все так плохо и муторно – дорога открыта.

Итальянский кризис встретил нас обеденной тишиной в Венеции, почти запустением, но поклониться прекрасной Венеции не случилось. Из аэропорта сразу в Местре – город-спутник Светлейшей, а оттуда на поезд до Флоренции. Ожидания прошлого года по цене на билет не оправдались. Дороже и значительно! Впрочем, дороже стало все, а настроение чуть хуже – это и есть кризис.

Я верю, что у каждого из нас есть свой город на земле. Город, в котором он найдет «забытое», но такое важное в настоящем знание. Опыт, вкус, цвет, ощущения.  Забытое, т.к. не было с ним в жизни ничего подобного. Забытое, потому как мы припоминаем, узнаем и радуемся этому узнаванию, чувству внутренней гармонии с миром и восторга, что в этой жизни ты встретил признаки, ощущения реальности, в которой может быть ты уже был. Настолько близким, теплым, веет от окружающей тебя красоты.

Я каждому человеку искренне желаю найти свой город на земле. Или место.  Ради этих ощущений, но и ради того, чтобы утвердиться в Вечности жизни и возможности вернуться. Это важно. Это придает смысл острым чувствам реальности.  Боли и любви.  В таких местах происходит соединение с тем, что мы называем самым высоким именем.iris_2

Флоренция вздохнула грустью о прошлом. Здесь я смогла окунуться в  прекрасные ее века  Мне помогли увидеть краски той Флоренции, попробовать ее вкусы, полюбоваться ремеслами. И самым высоким искусством великих флорентийцев. Церквями, музыкой из камня, дерева, красок, золота и серебра. В мраморе фасадов и узорах в мраморе, созданных здесь, в росписях стен и потолков – в бесконечном переплетении форм, изгибов.  Имя моему состоянию души – восторг от созданной человеком красоты. И Благодарность!

 

Как случилось, что выросла на тосканских холмах Флоренция и заявила о себе в веках?

Медленно.  В музыке есть такой медленный темп – Andante или ШАГОМ. Я иду в то время шагом. Никуда не спешу, чтобы впитать всей душой этот прекрасный город.firenze_3

Сегодня может быть кризис, суета будней, но то, что сказал этот город устами  горожан и мастеров в веках – будет жить. В те века уже сделано то, чем могут продолжать жить поколения нынешних флорентийцев. Их задача – хранить, сберегать. И показывать миру.

Не представляю, можно ли словами передать состояние души, но постараюсь.

Место по небом

Рекомендую! Via dello Sprone, значит, улица Шпор. Налево Понте Веккьо – направо Дворец Питти. Два шага вглубь от шумной туристической Via Guiccirdini напротив книжного магазина в тишину.  Туристы перетекают с Piazza dei Pitti  a Ponte Veccio.

Наши апартаменты на Виа делло Спроне, 4.  С улицы открываешь старую дверь и оказываешься в тесном всегда прохладном  пространстве средневекового дома перед другой дверью – ювелира, но нам резко направо и вверх, еще этаж и еще.

Стены каменные с белой штукатуркой на первом и венецианской пурпурной  - на втором.

Каменная лестница на второй этаж. А внизу окно с жалюзи и тяжелыми затворами и замками.   Небольшой душ с окошком во внутренний дворик.

Кухня с тяжелой вытяжкой, о которую я дважды для знакомства встречалась лбом.  Стол – стойка. Диван определяет зону отдыха.  На стенах развешены рисунки ученические, но яркие.

Особое чувство вызывает потолок того самого 1500 года с невероятных размеров балками, на которые опираются балки чуть меньшего размера, потом уже доски. Все массивное, без стеснения – из отличного дерева. Еще бы. Столько прослужить! На дереве видны следы жучков, но крепко покрыты лаками и другими растворами. Единственное окно смотрит во внутренний дворик. Там поют птицы и не слышны шумы улицы.

Подумалось, если жить по-итальянски на улице, то такого лофта вполне достаточно для двоих.  Мы  в районе Сан-Спирито. Еще одно обозначение –  Ольтрарно. За пределами Арно.  Здесь жили и аристократы, и мастеровые.firenze_11

Прогулка на рынок Сан-Лоренцо  

Утро началось с рынка Сан Лоренцо, что подарило прогулку по утренней свежести, к тому же ощущение добропорядочной хозяйки. Впрочем, рынок начинает свою работу еще раньше. И это правильно. Так называемый старый рынок.  Ориентир – Капелла Медичи. Чуть дальше Дуомо – Санта Мария дель Фьоре.

На этот раз отменные продукты нашлись, но их стоило поискать глазами. Притронуться, чтобы почувствовать матуриту – зрелость и спелость. Любые овощи, фрукты, сыры, специи, мясо и пр.

Эта прогулка по свежей утренней Флоренции была хороша, но каждый день ходить будет лень.  Свежий конильо (кролик)  за 7 евро \кг. Сыр бри = 7 евро, отменная спаржа 2 евро, но можно найти и чуть хуже, вчерашнюю.

В той Фьоренце чинквеченто по закону было только 275 рабочих дней в году, а остальные 90 были праздничными. Помимо воскресений, в среднем едва ли не каждую неделю года что-нибудь да отмечалось. Карнавалы, танцы на площади Старого Рынка  - Меркато-Веккьо. Опять же скачки с участием самых лучших коней и самых лихих наездников Тосканы. Игры в мяч и потешные баталии. Проходили торжественные парады гильдий, восхвалявшие святых – покровителей того или иного ремесла. Художники, скажем, славили Святогo Луку.

Капелла Медичи – новая ризница

Мы живем в районе Сан Спирито –  в районе ..Святого Духа, если  в суете потерять слово «церковь».   Маршрут утра - Капелла Медичи.  Родовая церковь семейства Медичи. Церковь Сан-Лоренцо основана так давно.. в 393 году. Сложно представить, как это далеко. Позже ее реконструировали.  Со временем, к XVI веку, Старая ризница, где похоронены члены древнего рода Медичи, стала мала.

med_1Сакрестия нуова (Sacrestia Nuova) работы великого Микеланджело.  Как бы городская площадь по замыслу. Окна  - много входов и выходов, дома и балконы. Гармония скульптуры и архитектуры.  Город могил. Духи этих людей в городском шуме рядом с рынком. И дух Микеланджело всюду. 

Современники увидели много вольностей  от гения Микеланджело, но стали ему подражать. Джорджо Вазари так и писал: «Поэтому художники ему бесконечно и навеки обязаны за то, что он порвал узы и цепи в тех вещах, которые они неизменно создавали на единой проторенной дороге».
Две стены, перпендикулярные к алтарю, занимают торжественные саркофаги с покатыми крышками.   Над саркофагами в нишах помещаются статуи Лоренцо, герцога Урбинского, и Джулиано, герцога Немурского. Первый был внуком Лоренцо Великолепного и отцом Екатерины, ставшей королевой Франции, второй — младший сын Лоренцо Великолепного.

Над саркофагом герцога Урбинского аллегорические фигуры Вечера и Утра. Засыпающий старик и пробуждающаяся молодая женщина.med_2

 

Над саркофагом герцога Немурского статуя сидящего молодого полководца без шлема. На его идеально красивое лицо легла печать полной отрешенности от дел мирских. На крышке его саркофага в неудобных, но эффектных позах лежат Ночь и День.
День — это могучий атлет, грубый и тяжелый, как символ черного дня, наставшего для Флоренции.  Как учат нас критики, лицо Дня неясное, тяжкое, это как бы предвестие того времени, когда герцогская Флоренция полностью утратит свое художественное лицо.
 Ночь - зрелая женщина, тело которой начинает увядать, ее лицо еще красиво, но в нем уже нет молодости. Ночь — это символ отживающего прекрасного, уходящего в небытие: красота во Флоренции начала стареть и уснула, а пробуждающееся Утро уже далеко не так красиво и интеллектуально.  Фигура Утра опоясана лентой — символом рабства Современники были в восхищении от работы Микеланджело.

В капелле похоронены также сам Лоренцо Великолепный и его погибший во время заговора Пацци брат Джулиано. На саркофаге Джулиано: Мадонна с младенцем и покровители семьи Медичи — Сятые Косма и Дамиан.

Капелла Медичи восхищает и рисунками в мраморе. Орнаменты алтаря – цветы в камне. Там гений Микеланджело, но здесь филигранное мастерство.

Правда, служебные лифты  портят картину блуждания в веках. Современность напоминает о себе. 

irisgerbНа обратном пути мы зашли в лавочку, где делают картинки – мозаики из мрамора. Пожилая сеньора в черном со светлым лицом объяснила технику от эскиза до вырезания на мраморной пластине заготовки под рисунок. Затем цветные детали эскиза вырезают согласно цветовой гаммы, наконец закрепляют на плоскости.

Сеньора настаивает, что Символ Флоренции – ирис, а не лилия. Наконец-то тайна герба Флоренции Медичи раскрыта!

И это не просто лилия. Ирис – это лилия с мечом.  Цветок Ирис получил свое название в честь древнегреческой богини Ириды. Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому «Ирис» в переводе с греческого и означает радугу.

А вот Флоренция лишь потому названа римлянами Флоренцией, что вокруг этого этрусского поселения в свое время в изобилии росли ирисы, а дословный перевод с латинского на русский "Флоренция" - означает "цветущая". Тоскана называлась Этрурией.

С тех пор ирис флорентийский украшает городской герб Флоренции.iris-1

 

Когда-то, лет так сорок назад и недалеко от нашего дома во Владивостоке была долина ирисов у речки Ишимки. Теперь ее заковали, засыпали, а ирисы остались лишь в воспоминаниях.

Неподалеку от нас дом, в котором, судя по табличке, останавливался Достоевский и дописывал  Идиота. Как раз напротив Дворца Питти, в одной минуте ходьбы - рукой подать.  От Палаццо Питти идут лавочки ремесленников.  Палаццо и флорентийские дома сдержанно смотрятся лицом к лицу.

(продолжение следует)


Ольга Макарова