Как Козимо Медичи тратил

quadro_3С 1434 года по 1478 на налоги, постройки и благотворительность потрачено было около 664 тысяч флоринов. Если флорин весил три с половиной грамма, тысяча флоринов – три с половиной килограмма, так что если умножить эти килограммы на 664, то получится две тонны и еще 234 килограмма золота. Впечатляет!

Налоги, нужды Республики. Благотворительность и богоугодные дела. Очень много золота шло на церковь.

Козимо дружил с архиепископом Флоренции, Антонио Пьероцци. Монах-доминиканец был аскетом. Кроме того, осуждал ростовщичество, что не мешало им часто встречаться и проводить часы в беседах.  Козимо Медичи - исключительно успешный ростовщик подарил монастырю все духовные книги из своей огромной библиотеки.

Воспоминание о Ренессансе

svecaБиблиотека, собственно, была только частью сокровищ, которые были собраны Козимо Медичи. Однако, сам факт, что библиотеке придавалось такое огромное значение – показателен. Помимо дел материальных, связанных с банком, торговлей и промыслами, помимо дел духовных, связанных со спасением души, Козимо Старый страстно интересовался новым учением, возникшим в Италии с того времени, когда в ней появилось ощущение утраченного мира античности.

Прошлое являло образцы и красоты, и мудрости. Наследие римских и греческих философов, поэтов и историков старательно изучались, античные статуи и фрески служили образцами для художников и ценились необыкновенно высоко.

В античности нашли образец, который после долгого сна и забвения нужно ВОЗРОДИТЬ. Ренессанс – Возрождение.

Mетодом улучшения человеческой природы, как ни странно нынешним российским идеологам, была выбрана филология. Предполагалось, что изучение античной литературы этому очень способствует. Движение это возникло во Флоренции в середине XIV века и даже получило особое название – «гуманизм».  

Ренессансный гуманизм стал studia humanitatis, «ревностным изучением всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека».  Противопоставление также очевидно: «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina)..  Как это случилось? Родилась целостная система познания жизни и нравов, которые совершенствуют и украшают человека. Снимаю шляпу и молчу в восхищении. По понятиям северной Италии  воспитанный человек был просто обязан знать латынь. И не в ее грубо вульгарной форме, унаследованной от Средних веков, а в такой, которая была в ходу во времена Катона, Цицерона и Цезаря. Он должен был знать древних авторов – того же Цицерона или Тита Ливия. Считалось, что неплохо знать и древнегреческий.

Само собой разумелось, что человек, умеющий читать на таком уровне, умеет и писать, и даже неплохо. Данте просто поразил современников мощью своего гения. Петрарка ввел моду на поэзию. Его поэтический гений завоевал славу, равную Данте. Он создал блестящие произведения на итальянском языке и латыни, отдавая предпочтение классической филологии. Латынь Петрарки была «изысканной и беглой», его итальянский — «игра живых метафор и аллегорий».

Нужно ли добавлять, что они оба были по рождению флорентийцами?mare_2

Можно гадать, можно пытаться понять, но число талантов, порожденных Флоренцией, так и останется чем-то  загадочным, непревзойденным по концентрации гениальности на квадратный сантиметр.  Имена, имена, имена.. 

Флоренция воспитала Джованни Боккаччо, здесь он написал «Декамерон», ставший образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов. Государство, в котором писатели и философы принимали самое непосредственное участие в политической жизни.  Гуманисты становились властителями душ молодежи и формировали общественное мнение.

Во Флоренции творили всемирно известные живописцы Чимабуэ, Фра Анжелико и Джотто ди Бондоне (ок. 1266–1337), скульпторы Никколо Пизано (1205–1278), Оттавио Джиованоцци и ди Камбио, архитекторы Таленти и многие другие.

Нужно ли говорить, что Козимо Медичи, фактический правитель Флоренции, страстно увлекался тем, что составляло славу его родного города?

Медичи покровительствуют всем направлениям Ренессанса до конца столетия. Со всем своим умом, со всей своей энергией и со всеми своими большими деньгами и обширными связями Козимо Медичи взялся за дело помощи новому захватившему его учению – гуманизму.

Одним из первых в городе и во всей Италии Козимо стал собирать вокруг себя людей науки и искусства, не жалея средств для приобретения картин, статуй, редких фолиантов. Щедрый меценат, он состоял в дружеских отношениях с известнейшими художниками и учеными, созидавшими Ренессанс. Его круг общения составляли архитекторы Донателло, Брунеллески, Микеллоццо, семья делла Роббио, художники Филиппо Липпи, Фра Анджело, Доменико Веннециано. Позднее в него влились писатели-гуманисты Анджело Полициано, Веспасиано ди Бистичи, Платина и Пико делла Мирандола, создававшие здесь свои творения, которые потрясли мир.

Европа еще мыслила правильные отношения в парадигме «Король и его вассалы»,  а венецианские и флорентийские купцы вносили струю демократизма своим влиянием и величиной состояния. В заемщиках Козимо Медичи числились папы и короли.

Величие красоты

cosomo star_2Донателло создал для дворца Медичи свою знаменитую «Юдифь», которая позже стала символом республики и была выставлена перед Палаццо Веккьо.  Брунеллески начал работу для семьи правителей строительством церкви Сан-Лоренцо, которую Донателло украсил своими последними произведениями — тремя церковными кафедрами. Филиппо Липпи создал для этой церкви прекрасное «Благовещение». Микелоцци, которого Козимо выделял из всех архитекторов, построил перед дворцом Виа Ларга монастырь Сан Марко, такой же, как для доминиканцев во Фьезоле.

Повсюду в Италии проводились археологические раскопки. Флоренция ввела в моду коллекционирование произведений античного искусства. Город являлся обширным питомником, в котором Европа черпала зодчих, скульпторов, живописцев, ювелиров. Определение «флорентийский мастер» означало знак качества, и постепенно мастера из умелых ремесленников превращались в творцов, осознающих свою уникальность и избранность.

Об отношении к художникам Козимо

Когда Филиппо Липпи  - горячая голова решил все бросить и уехать из Флоренции, не закончив заказ Козимо, на него пожаловались патрону, тот сказал: «Оставьте перед ним двери открытыми. Художники — не вьючные животные. Их нельзя ни запирать, ни принуждать к работе…». Козимо не стал удерживать Филиппо, несмотря на то, что выплатил ему вперед большую сумму.

Козимо умел ценить и распознавать таланты. Знаменитый математик, астроном, врач, философ и географ Паоло Тосканелли обогащал своими изысканиями престиж города и получал содержание от правителя. Тосканелли впервые определил широту и долготу Флоренции, вычертил карту, благодаря которой стало возможным путешествие его ученика Колумба и открытие Америки.

(продолжение следует)