Платоновская академия

ficinoКозимо - решительный сторонник Платона, объявил об основании Платоновой академии. Главой ее был назначен философ-гуманист Марсило Фичино. Ученая религия должна была соединить и догматику Священного Писания, и еврейскую философию с учением Платона. Основной тезис таков: величие человека — в его свободе, но свобода человеческого познания есть свобода от мира вещей, а не от Бога. Знание есть познание истины внутри человеческого разума, но это самосозерцание — не пассивность, а активное действие заключенной в человеке частицы божественного интеллекта.

Одним из первых учеников академии стал Анджело Амброджини (1454–1494), принявший имя Полициано по названию его родного городка на латыни, Mons Politianus..

Полициано - человек Ренессанса

Еще одна масштабная личность. Сын провинциального юриста. В четырнадцать лет он прибыл во Флоренцию, чтобы получить образование, и обратил на себя внимание Медичи своими огромными способностями. В 17 лет он уже свободно писал по-гречески оды, элегии, эпиграммы, создал поэму «Орфей». В 20 лет выступил с итальянскими стансами, поражающими поэтическим одушевлением, изяществом образов, тонким пониманием природы. Подражая великим грекам, он написал нечто новое и оригинальное и, слив воедино свои заимствования, до неузнаваемости изменил старые формы. Вот эта способность преобразования старого в новые формы – формообразование и есть главная черта людей Ренессанса.

cosimo star_3 Лоренцо – сын Козимо, будущий правитель, и Анджело мужали над текстами философов древности. В эти годы возникла их дружба, продлившаяся до самой смерти.

Никто не мог сравниться с Полициано в критике и толковании античных авторов. Он преподавал латинское и греческое красноречие знатным флорентийским юношам, разъясняя глубины платонизма. Он, по существу, стал самым последовательным гуманистом эпохи. Противник сословных ограничений, он считал, что не знатность рода и богатство, а только личные достоинства и заслуги приносят человеку славу и уважение.

Полициано был  профессором Флорентийского университета и другом Лоренцо Медичи, которому тот доверил воспитание сыновей.

Пико де Мирандола   

Джованни Пико де Мирандола - мистик и гуманист. Он возник на встречах в Платоновской Академии как  необыкновенно одаренный молодой человек. Стоял особняком, как любимец двора, юный чародей.

Сын моденского графа, связанный родством почти со всеми знатными итальянскими фамилиями, он уже в десять лет слыл первым оратором своего времени, его называли «диво знаний». С необыкновенными способностями он сочетал мягкость манер и занимательность беседы. Увлекся философией настолько, что в 14 лет окончил университет в Болонье, ездил и по другим университетам Европы в поисках новых знаний. Особенно его привлекала астрология, в то время ей отводили почетное место. В университетах Болоньи и Падуи существовали кафедры астрологии. Но европейская наука разочаровала молодого исследователя.  Попав во Флоренцию, он очень сблизился с Лоренцо.  Тот любил коллекционировать таланты. Пико де Мирандола был чудом: помимо освоения права, древней словесности, философии и богословия, он изучал новые и древние языки, и не только традиционные латинский и греческий, но еще и еврейский, арабский и халдейский. Он даже одно время увлекался Каббалой.quadro_4

Он умудрился опубликовать в Риме свою концептуальную работу философско-теологического характера, содержащую 900 тезисов, в которых ставил под сомнение многие догмы христианства. И приглашал коллег-мыслителей к диспуту. Занимавший в то время папский престол Иннокентий VIII по доносу ученых объявил 30 из них еретическими и запретил дальнейшее распространение книги. Мирандолу обвинили в чародействе, утверждая, что столь великая глубина знаний в столь юном возрасте не может появиться иначе, как с помощью договора с дьяволом.

Ему принадлежит блестящий «Трактат о платонической любви».

Современники называли Мирандоллу «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Он прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но более всего — необыкновенным разнообразием способностей.

Однако, казались зловещими его очень бледная кожа, пронзительные серые глаза и рыжие волосы.  Он носил обычную одежду чародеев: лавровый венок и белую шерстяную хламиду.

Его обвиняли в колдовстве и чернокнижии. Якобы люди, имевшие несчастье вызвать его неудовольствие, подозрительно быстро умирали. Также он был мастером метко унизить противников точно рассчитанными обидными замечаниями. Он был великим мастером интриги..

Но пока Лоренцо и все гуманисты были молоды, веселы и полны радужных надежд.

Серьезные политические дебаты смягчались присутствием на них прекрасных просвещенных женщин.

Истинные флорентийцы

firenze_8Идеалы гуманизма не мешали населению Флоренции быть глубоко религиозным, впрочем, сочетая веру в Христа и Мадонну с почитанием языческих богов. Высокий уровень образования соседствовал с ярким и непреодолимым стремлением к роскоши и сибаритству.

Роскошь состоятельных флорентийцев достигала громадных размеров. Ювелирное дело процветало. Граненые и фигурные украшения, драгоценные камни и жемчуг в оправах, филигранной работы пояса, пряжки, цепочки, кольца, запонки, перстни приобретались знатными людьми за баснословные суммы и вместе с богатыми парчовыми одеждами производили впечатление хотя и тяжелого, но поистине поражающего великолепия. Женщинами стали широко использоваться косметика, разнообразные притирания, румяна, духи, фальшивые волосы, парики, вставные зубы. Голову убирали жемчугами, подвесками из оправленных в золото драгоценных камней или просто золотыми обручами, венками, бантами. Вуаль стала украшением головы. Применяли пудру для волос.

florance_2Все чаще женщины надевали кальсоны и чулки. Особенно отличались этим куртизанки – заводилы в общественной жизни Флоренции, также как Венеции и Рима. В Риме ношение кальсонов запрещалось под угрозой самых суровых кар. Но было трудно определить, надеты ли они под платьем. Если какой-нибудь блюститель нравственности запускал руку подозреваемой женщине под юбку, а тревога оказывалась ложной, согрешившую руку отсекали. Вскоре гонения на кальсоны были прекращены; они превратились в богатый наряд, бросающийся в глаза. Их шили из цветного шелка или бархата, а по краям и швам отделывали шитьем или обшивали узорчатым бордюром. Чулки носили только белые, сделанные из очень тонкой прозрачной ткани, самую качественную из которых поставляла всей Италии Флоренция. (продолжение следует)