О воспитании детей и других заботах в городе купцов

firenze_6Вот одно из опасений в наставлениях Доминичи. Он опасался ситуации, когда детей воспитывает одна мать.  Его поучения пронизаны стремлением исключить баловство и изнеженность, который могли бы исходить от женщин и кормилиц.  Доминичи чувствовал влияние флорентиек и опасался последствий.

 Если ребенок в понимании флорентийцев тех столетий – это вещь отца и матери, то  в городе мастеров задача родителей заложить доброе начало для обретения совершенства. Ничего себе задачка!  Итак, мама образовывала маленького человека, а отец контролировал процесс и нес ответственность за моральное и интеллектуальное воспитание. Но даже им, моралистам и гуманистам было свойственно недоверие к женскому воспитанию.  «Матери ни на какую просьбу не отвечают «нет»» - писал поэт Маффео Веджо. «Они попустительствуют детям, они становятся на их сторону, когда дети жалуются на ушибы, нанесенные товарищами по игре, или удары учителей, так, как будто они сами ранены. Наконец, они все разрешают, что они не захотели бы?!» Выводы из такой ужасной ситуации напрашивались сами собой: отцы должны принимать участие в воспитании детей.gardino_14

А Альберти критиковал привычку отцов подбрасывать ребенка в воздух.  С маленькими надо обращаться с величайшей нежностью!  «Последующий возраст полон восторгов», когда ребенок подрастал и начинал говорить. Вся семья выслушивает, а  соседи обсуждают. Бесконечные надежды, удивительные свидетельства его тонкого ума и острой памяти.  Маленькие дети – утешение и радость для своих родителей.

Во Флоренции одна из забот женщин – украшение места для молитв. Она возглавляет маленькую семейную общину. Доминичи так и писал, что лучше не доверять воспитание детских душ церковным структурам.  В монашеских школах, мол, все на скотных дворах пропадают, припасы собирают – монахи больше озабочены накоплением богатств, нежели духовным воспитанием.

Кроме того, истинная флорентийка снабжала членов семьи заговоренным медальонами, четками и распятиями с изображением Девы Марии. Женщины должны были подражать Деве Марии, ее образ хранился в спальне. Действительно, женщины должны были чувствовать руку Бога и  сохранять душевной силой своих близких.  Посторонние могли навредить сглазом или наговором. Вот и приходилось изготавливать амулеты от сглаза из кораллов, например. Мужчины чувствовали такую силу женщин. Святой Бернардино говорил, что даже незаметное касание женщины может быть смертельным грехом, а безвредные поступки вполне могут привести к ненасытности и чрезмерности.

Образование флорентиек

ornamentaleДа, в купеческих семьях  власть мужчины была  беспрекословной - мужа следовало любить больше всех на свете. Однако эмансипация флорентиек  тех времен известна. Образование всему виной. Чтение книг, умение писать. Разумеется, мальчиков учили пристально и серьезно.  Образованность мальчика жизненно важна для семьи. Но в городе-республике понимали, коль скоро женщина может овдоветь – ей необходимо уметь вести счета, читать, писать для коммерческого управления. Опять же дочерей надо приобщать к религиозному чтению. Были распространены libri della donna – книги для женщин. Кстати, они входили в приданое. Дальше дело не шло, но и того было достаточно. В респектабельных флорентийских семьях женщины были грамотны с практической точки зрения: читать и произносить молитвы.

Франческо ди Барберини  считал, что грамотность позволит женщине проникать в мир мужчины. Девочек отдавали наставницам для обучения, мужчин-учителей опасались и следили за безупречностью репутации. Большую важность придавали урокам танцев и пению.  Обучение для женщин низшего сословия считалось излишеством – кухни и ручных работ довольно. Но флорентийки на практике быстро выучились и писать, и читать, мало прислушиваясь к наставлениям.  

В школах обучали на латыни и в основном мальчиков. На второй ступени стояли арифметические торговые школы. Здесь учили на местном языке и только мальчиков. 

По утверждению Виллани «8 девочек и 10.000 мальчиков учатся писать и читать в школах». Вот такое соотношение для 15 века.  Но женщины легко овладевали и иностранными языками, что им почти запрещалось, были грамотны вопреки.cortile_3

Феномен домашней педагогики утвердился в XV веке. Учителя жили в семье. «Домашний учитель днем и ночью занимается своей работой, он полезен и должен нравиться любящим свободу детям».

Один пример. В доме Палиано ди Фалько Палиани его вдова донна Джана наняла в 1421 г. некоего Герардино ди Герердо, молодого человека, который обучал танцам Катерину и Констанцу, дочерей Палиано. Этот учитель получал приличное жалованье – 11 флоринов «ради тщеславия их матери».

Судьба девочек-сирот была тяжелее.  Как только умирала наставница – мама или мачеха, их помещали в монастырь.  Теперь их обучала наставница-монахиня шить, кроить, очень хорошо читать, а также хорошим манерам.  Когда Алессандру поместили в монастырь, настоятельница сестра Джулиана запросила содержание в 13 флоринов, но получила 13. Сторговались на том, что девочка принесла с собой одежды из льна и шерсти, которые надлежит иметь девочке, покрывало стоимостью 25 флоринов и много других вещей.

monaccaЛука да Панцано  заплатил за своих двух дочерей 428 флоринов, забрав их после 17 месяцев. Дорого. Содержать своих дочерей в монастыре могли лишь богатые люди.  Важно другое, девочек учили дома вместе с братьями. Либо нанимали наставниц.  Однако, это касалось  девушек из знатных, респектабельных семей городской элиты. Но и для патрицианских девушек ведение домашнего хозяйства шло впереди книжного чтения.  

Отцы семейств даже тревожились, чтобы дочери поменьше отдавали времени грамоте и чтению в ущерб другим вещам. Мол, «приведи все в порядок, чтобы все шло, как надо,   а потом можешь читать сколько хочешь».

Попытки женщины помочь мужу, скажем, в написании делового письма могли закончиться насмешками и критикой. Так было у Маргариты.  Он сравнил ее с попами, которые лишь читают, а тут такое дело! Мол, таким читательницам следует знать, что месяц ЕГО умения, стоит шести месяцев ЕЕ чтения молитвенника.  Здесь слышны нотки ревности. Женщина посмела заявить о своей грамотности перед мужчиной! 

Женщины Ренессанса

В XV веке представление об идеальной женщине, как матери, хозяйке и жене полное установок о достойном поведении и добродетелях стало меняться.  Описывая жизнь знаменитых семей Флоренции  в XV веке, Веспасиано да Бистичи отмечает Алессандру де Барди, Андреа и Франческу Аччайуоли, Батисту Малатести, Джованну Валори и других, но. donna_leo

Вопреки таким установкам тщательно воспитанные, красивые и образованные, нарядные женщины Флоренции не могли оставаться дома. Огромные расходы на такую красоту надо было как-то оправдать? Женщины города стали принимать участие в публичных празднествах и удовольствиях. Они украшали их своим присутствием.  Их зависимое существование от воли  и желаний мужчин заканчивалось. Взаперти, в стенах дома сидеть приходилось все меньше. Менялись запросы общества и семьи. Теперь они должны уметь учтиво говорить и демонстрировать богатство дома. На них ложилась новая миссия – не только продолжать  род, но и вкладывать грацию в социальные отношения и этим поднимать их цену, «делая доступной веселой и привлекательной культурность общества, в которой   они царили». Каково?

 raffaello3«Нет такого кавалера, который без дамского общества, без любви и покровительства был бы грациозен, приятен и смел».  Церкви не перечили, но во всякого рода внебрачные и добрачные связи вступали. Мужчины стали вступать в брак позже, когда уже обзавелись имуществом и положением в обществе.

Флорентийская городская среда,  разделенная на кварталы и цехи, так утверждала отношения родства и соседства. Из таких сложных связей складывались выборы в магистраты и определение налогообложения. Для женщин это повод покрасоваться публично в красивом платье, пообщаться с приятельницами и публично высказать свое мнение. 

 

 

Женщины старались вызывать упоение и восторг!

(продолжение следует)