В Палаццо Питти ценители могут заметить «присутствие» многих стилей. . Но для меня самое магическое – через предметы и стены почувствовать тех, чья жизнь была связана с этим дворцом. Ну, и конечно, посетить Pallatina.
Палатинская галерея
Барокко… барокко. С итальянского это «порочный», «склонный к излишествам».
Все, что приближает человека к естеству, представляется дикостью. В прямолинейной простоте изъяснения видят бесцеремонность и невежество. Вот, когда родилось представление о вульгарности, с которой мы сегодня продолжаем тщетную борьбу. Вульгарность прорастает и прорастает, как сорная трава.
Выделанное и искусно-искусственное барокко мне нравится, но вызывает грусть. Грусть человека, пораженного пластиком и примитивностью прямых углов. Женщина барокко дорожит бледностью кожи. Ее прическа затейлива неправдоподобно, корсет наверняка давит. Пышная, специально расширенная юбка и непременно каблуки. Идеал мужчины? Он нежен, хрупок. Он тщательно бреет бороду и носит напудренные парики, обожает духи. Хорошо бы примерить это к своей жизни?
Принято располагать временем для променада – прогулок в парках. В моду входят карточные игры, увлечение театром и балы-маскарады. Да, фейерверки! На стенах заняли место портреты и пейзажи, а музыка стала приятной игрой звука.
Каким должен быть парк? Аллеи деревьев и каналы вычерчены точно, как будто по линейке. Стрижка деревьев утверждает точные формы. Стиль тот, который может возвысить.
Такой стиль должен был родиться в истощенной и наполненной искусством Италии. Не без влияния французов и испанцев, конечно.
За тяжелыми дверями Палатинской галереи проход в пышность барокко. И что тут становится фоном, гештальтисты? Нескончаемая череда уникальных художественных произведений или интерьеры, готовые к театрализации в духе того времени.
Как сделать Тоскану главным итальянским государством?
Женить сына Франческо на Иоганне Габсбургской, а затем с помощью испанского короля образовать королевство. Сын и преемник Козимо I — Франческо I от своей матери Элеоноры Толедской унаследовал утонченные черты лица и прекрасные глаза. Иногда в нем вспыхивало очарование прекрасной испанки. От отца, Страшного Козимо I - трудный характер, немыслимую гордость и страсть к женщинам.
Союз Франческо с Иоганной Австрийской был мучительным и болезненным для обоих, но еще более трагическими были браки его сестры Изабеллы - звезды дома Медичи, как ее называли за красоту и ум.
Козимо умер рано - родовая болезнь Медичи, подагра, настигла его. Из одиннадцати детей Козимо семь умерли до смерти отца. Его пережили Франческо, Фернандо, Пьетро и Изабелла.
Франческо. С юных лет он интересовался алхимией, экспериментировал с плавлением хрусталя и всерьез занимался резьбой по драгоценным и полудрагоценным камням. У него был безупречный вкус, он обожал и любовно собирал редкие камни, предметы искусства и все красивое. В этом он был настоящий Медичи.
Но еще больше он любил ночные похождения по злачным местам города в поисках приключений. Закутавшись в плащ, закрыв лицо широкополой шляпой.. Это и определило его судьбу. Однажды он встретил роковую женщину, определившую многое в его жизни. Сама жизнь прошла под знаком любви к венецианке Бьянке Капелло. Надо сказать, сомнительного образа жизни. Вот, что о ней известно.
Бьянка Капелло была рождена в знатной венецианской семье и была необыкновенно хороша. Родители всячески оберегали такую красоту дочери, укрывая ее даже в церкви. Однако, строгости не помешали юной Бьянке познакомиться с красивым флорентийцем Пьетро Бонавентурой и бежать с ним из родительского дома, прихватив с собой деньги и фамильные драгоценности.
Пьетро называл себя Строцци, но на самом деле оказался нищим конторщиком. Бьянка оказалась в убогом жилище с родственниками Пьетро. Сначала семья проживала ценности Бьянки, но потом ей пришлось черной работой заслуживать право делить с ними кров.
Возвращаясь как-то утром домой, Франческо увидел в окне одного бедного дома необыкновенно красивую девушку и решил ею завладеть. Подстроено это было или случайно?
Бьянка была умелой и страстной куртизанкой. Но благородного происхождения, обладала вкусом и тактом. Франческо и Бьянка нашли друг друга. То, что у них были заключены браки, не могло помешать наслаждаться друг другом.
История честной девушки: Иоганна Австрийская
Австрийскую принцессу считали некрасивой, но трогательной. Дочь императора Фердинанда II получила классическое образование: кроме родного немецкого, знала французский, итальянский, латынь и венгерский языки. Под руководством своих учителей прочитала труды римских философов. Набожная, но с чувством собственного достоинства габсбургских принцесс.
Иоганна знала о страсти мужа, но считала ниже своего достоинства ревновать к путане. Ее задачей было родить наследников великому герцогу, воспитать их в духе почтения и проводить, насколько возможно, политику дома Габсбургов.
Первым ребенком оказался не мальчик, а дочь Элеонора. И каждый год великая герцогиня рожала по девочке: Ромола, Анна, Изабелла, Лукреция, Мария. Они умирали в младенческом возрасте; выжила лишь младшая дочь, которой было уготовано большое будущее.
Иоганна так и не смогла ощутить любовь супруга и с ужасом наблюдала флорентийские нравы. Впрочем, она пользовалась уважением и имела свой круг общения.
Наследники Франческо
Франческо поселил Бьянку в палаццо по соседству со своим и в течение следующих четырех лет демонстрировал ее всей Флоренции как свою признанную любовницу, что глубоко унижало Иоганну. Тем не менее, великая герцогиня не была окончательно покинута мужем. Она родила долгожданного сына и наследника, дона Филиппе, и герцог снова стал навещать ее спальню в надежде иметь других сыновей.
Но и Бьянка старалась привязать любовника как можно крепче. Она договорилась с ловким врачом и повитухой, которые нашли несколько бедных женщин, готовых продать своего новорожденного младенца мужского пола богатой бездетной семье. В нужный момент мальчик появился на свет и был наречен счастливым отцом именем Антонио. Теперь герцог был готов на все, чтобы быть навсегда вместе со своей любимой.
Однажды нерадивые, а, может быть, и весьма старательные прислужники уронили носилки с беременной герцогиней Иоганной с высокой лестницы. От полученных увечий она скончалась через несколько дней. От брака с ней остались сын Фелиппе и две дочери: Элеонора и Мария, впоследствии супруга Генриха IV Французского.
Меньше чем через два месяца, Франческо и Бьянка наконец-то соединились как законные муж и жена. История их любви закончилась трагически – отравлением от руки брата кардинала Фердинандо. Их отравили мышьяком.
Фердинандо в этом видел спасение чести семьи и запретил траур.
Мифологические залы, расписанные тосканцем по рождению Пьетро да Кортона – врывающиеся в зал облака, парящие фигуры героев мифов в наполненном светящейся позолотой солнечном свете. Он расписал анфиладу залов в палаццо – залы Венеры, Аполлона, Марса, Юпитера и Сатурна.
Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи при участии Лотарингских герцогов. Говорят, что ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля Санти. В галерее имен Тициана, венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевров Рубенса и Ван Дейка, Караваджо, Мурильо, флорентийских маньеристов Бронзино и самого (!) Понтормо стихает даже время.
Вы вполне можете себе сказать перед началом прогулки по залам и комнатам Дворца, что таким может быть быт человека – в окружении прекрасных скульптур. Это своего рода медитация, отождествление, погружение в века. Походка замедляется, хочется рассмотреть роскошный потолок зала Аллегорий.
(продолжение следует)